Elena M
В середине 30-х годов цирковая актриса – американка Марион Диксон – бежит из США с маленьким чернокожим сыном. Зная компрометирующие факты ее личной жизни, цирковой артист фон Кнейшиц, шантажирует и эксплуатирует ее. Приехав с оригинальным аттракционом в СССР, она находит здесь друзей и решает остаться навсегда. Колыбельную песню исполняют: Соломон Михоэлс, Лев Свердлин, Павел Герага, Владимир Канделаки. Песня "Широка страна моя родная.."' была написана авторами именно для фильма «Цирк». Премьера фильма состоялась 26.05.36.
Год | 1936 |
Судия | Мосфильм |
Режиссер | Григорий Александров, И. Симков |
Сценарий | Валентин Катаев, Евгений Петров, Григорий Александров |
Основа | По мотивам комедии Ильи Ильфа, Евгения Петрова, Валентина Катаева "Под куполом цирка" |
Операторы | Борис Арецкий (оператор комбинированных съемок), Владимир Нильсен, Борис Петров |
Композитор | Исаак Дунаевский |
Автор текстов песен | Василий Лебедев-Кумач |
Художник | Георгий Гривцов |
Время | 94 мин |
Выпуск на экран | 26.05.1936 г. |
В ролях | Любовь Орлова, Евгения Мельникова, Владимир Володин, Сергей Столяров, Эммануил Геллер, Александр Комиссаров, Павел Масальский, Александра Панова, Николай Отто, Сергей Антимонов |
Призы и премии | 1937 Международная выставка декоративных искусств в Париже (Гран-при - Григорий Александров), 1941 Сталинская премия (I степени - Григорий Александров), 1941 Сталинская премия (I степени - Исаак Дунаевский), 1941 Сталинская премия (I степени - Любовь Орлова) |
В 1937 году вышел короткометражный фильм-концерт "Наш цирк", представлявший собой некий коллаж из фильма "Цирк".
"Цирк" был вторым фильмом, созданным Григорием Александровым в выбранном им жанре музыкальной комедии. Этот фильм создавался уже специально с учетом всех специфических возможностей Любови Орловой, делался "под нее". Хотя фотопробы, разумеется, проводились. Вот первая фотография - проба к фильму. Хотя общеизвестно, что фотопробы делаются, чтобы можно было выбрать из нескольких претенденток, и режиссер должен доказывать руководству студии обоснованность своего выбора актрисы на ту или иную роль, именно опираясь на пробные снимки. Формальности были соблюдены, хотя фактически выбор был сделан задолго до начала съемок. Вторая фотография - тоже фотопроба, явно из тех самых, неудачных снимков, так как под щеками - ужасные тени.
На этом снимке - рабочий момент съемок, режиссер и актеры обсуждают сценарий.
На студию во время съемок фильма пришел французский писатель Анри Барбюс, посетивший с визитом СССР в 1935 г. Съемочная группа с удовольствием запечатлела себя рядом со знаменитым литератором, поддерживавшим советский строй.
Фильм интересен множеством исторических деталей, характеризующих ту эпоху, серьезных и смешных. Например, Раечка танцует с Кнейшицем в открытом ресторане, расположенном на крыше снесенной гостиницы "Москва". А в цирке выступают "Советские Римские" гладиаторы - такое причудливое и произвольное смешение героического прошлого и героического же настоящего, поскольку именно таким оно воспринималось тогда советскими людьми.
Есть в фильме и забавные неувязки, которые, в большинстве случаев, просто ускользали от внимания зрителей, а те, кто замечал их, легко готов был простить эти милые "ошибки" и режиссеру, и, тем более, актрисе. Вначале Марион Диксон отбивает чечетку на жерле пушки в туфельках на каблучках. Затем героиня выполняет свои акробатические трюки на трапеции уже после выстрела из пушки в балетных тапочках. А потом выходит на поклоны опять в туфельках. Как рассказывает Глеб Скороходов, Любовь Петровна объяснила ему, что сначала планировалось, что она просто исполнит несколько балетных батманов на пушке, но затем И.О. Дунаевский написал песенку "Диги-диги-ду", и исполнять ее Любовь Орлова стала уже в туфлях. Переснимать не стали, понадеявшись на то, что никто не обратит внимание на эту маленькую подмену.
Съемки чудного эпизода на пушке стоили актрисе немалых усилий и здоровья. Жерло пушки было запаяно толстым стеклом, а изнутри жерла светил сильный прожектор. Когда Любовь Петровна села на пушку, стекло было раскаленным, как сковорода. Однако она мужественно исполнила до конца номер, оптимистично изображая игру на банджо и трубе, не выдав своих переживаний, а затем в полуобморочном состоянии упала в страховочную сетку. Причина этого невероятного терпения была по-советски проста и банальна: дефицит дорогой импортной кинопленки. Лимит пленки иссякал, и за любые пересъемки режиссеру приходилось оправдываться перед начальством.
Этот снимок сделан в 1966 году, в дни празднования 30-летнего юбилея выхода фильма "Цирк" на экраны страны. Любовь Петровна все так же ослепительно красива, только улыбка стала чуть мягче, да взгляд чуть мудрее и грустней.
Я встретил Вас, и все былое |
Так весь обвеян дуновеньем Как после вековой разлуки |