И жизнь, и слезы, и любовь...
Ее дебют в кино состоялся достаточно поздно для начинающей актрисы. И из всех ее киноработ всенародную известность получили только роли в пяти знаменитых фильмах Г. Александрова: "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь" и "Весна". Тем ошеломительнее ее популярность, тем удивительнее ее первое место в ряду отечественных актрис.
В кино с 1933 года (первая роль - Эллен Гетвуд в фильме "Любовь Алены").
1945-1947 гг. - актриса Государственного театра киноактера. Театр был создан в 1943 г. Директором театра был назначен Григорий Васильевич Александров, а художественным руководителем Сергей Иосифович Юткевич.
До 1947 г. работала только в кино.
С 1947 по 1975 г. - актриса Академического театра им. Моссовета.
Любовь Орлову любили бы и в Голливуде
Екатерина Сальникова
Ее расцвет пришелся на самые советские десятилетия - 30-е и 40-е. Поэтому вполне логично, что эту актрису всегда воспринимали как блистательное воплощение соцреализма и фасад советской идеологии. Ее даже называли "девушкой идеологической мечты". Отдавая должное ее таланту, всегда помнили, что Любовь Орлова всей своей фактурой непроизвольно осуществляла "лакировку действительности". Статус любимой актрисы Сталина вообще вносил в имидж Любови Орловой излишнюю политизацию.
Из XXI века актуальным видится, скорее, противоположное. Орлова явилась первой и почти неповторимой советской звездой, парившей над любой идеологией. Эта актриса существовала по универсальным законам женщины-кумира ХХ века. Ее юность пришлась на 20-е годы - от них Орлова унаследовала эйфорию игры и мюзик-холльную раскрепощенность. В то время капитализм уже превратился в ретроэстетику, а социализм еще не оформился в безальтернативную реальность. И этот зазор между эпохами даровал лихорадочную свободу и радость творчества.
Взойдя на Олимп, Орлова попала в то специфическое пространство, где уже не действуют законы для рядовых граждан. В ее героинях весьма лестно было видеть идеал русской и советской женщины. Но всмотримся внимательно и непредвзято. Белокурые локоны, стройная, плотная и пружинистая фигура, мощная энергия самоутверждения. Все складывается в образ, совпадающий и с арийским идеалом энергичной и деятельной женщины, вдохновляющей на подвиги. Не только Сталин, но и Третий рейх не отказался бы от такой примадонны. Сильному агрессивному государству закономерно импонирует образ блистательной, сильной и целеустремленной женщины. Именно такую женщину такое государство и готово сделать своим художественным символом. В Орловой ощущался тот избыток оптимизма и заразительных улыбок, которые не отработаешь по официальным предписаниям - они должны исходить изнутри человека. В том, что принято считать советским оптимизмом, таилось нечто родственное оптимизму американскому: радость публичного бытия в слиянии с огромной державой, находящейся на подъеме.
В Любови Орловой вообще было слишком много откровенной сексуальности - без комплексов запретности или претензий на инфернальную порочность. Такая светлая эротика характерна в основном для западных актрис. И в нашем кинематографе земная притягательность Орловой существовала как бы параллельно аскетизму и внесексуальной духовности, провозглашаемым в качестве правила для масс. Орлова прибегала к пластическим операциям - и первая воплощала культ бессмертия и нетленной красоты, свойственный опять же западному мировосприятию. Наконец, она творила в атмосфере патетики, отрешенная от прозы бытия и противоречий психологизма. Героическая драма и музыкально-поэтическая комедия - вот ее излюбленные жанры.
Любовь Орлова была нашей уникальной синтетической актрисой, экспортным вариантом "советской" женщины. Ее домработница с мещанского курорта в "Веселых ребятах" носила чаплиновские башмаки, подходящие для клоунессы. Ее улыбка могла затмить все жизнелюбие Голливуда, а манера подмигивать - все кокетство кабаретной Европы. Ее танцевальный темперамент и вокальное дарование превращали наши волжские просторы в декорации для мюзикла.
Поддержание в себе гармонии и безупречности Орлова понимала как высокую работу актрисы, как первейший долг женщины перед государством и народом. Ей совсем не обязательно было сниматься и выходить на сцену непременно в эпоху соцреализма. Ведь редкое государство, редкая власть и редкая нация откажутся от столь выигрышного эстетического идеала. Однако жизнь Любови Орловой совпала именно со сталинским временем оптимизма и монументализма. И она подарила этому времени множество общечеловеческих ценностей, которые продолжают существовать и вне советских идеологем, и после крушения советского уклада.
Фильмография Любови Петровны Орловой
Для просмотра информации о каждом фильме и фото из фильмов следуйте по соответствующей стрелке.
1974 |
Скворец и Лира |
режиссер Г.В. Александров |
роль советской разведчицы Людмилы Николаевны Грековой, оперативный псевдоним «Лира» |
|
1960 |
Русский сувенир |
режиссер Г.В. Александров |
роль инженера Варвары Капитоновны Комаровой |
|
1952 |
Композитор Глинка |
режиссер Г.В. Александров |
роль сестры композитора Людмилы Ивановны Глинка |
|
1950 |
Мусоргский |
режиссер Г.Рошаль |
роль оперной певицы Мариинского театра Юлии Федоровны Платоновой |
|
1949 |
Встреча на Эльбе |
режиссер Г.В. Александров |
роль американской журналистки – шпионки Джанет Шервуд |
|
1947 |
Весна |
режиссер Г.В. Александров |
роль ученой Ирины Петровны Никитиной и роль актрисы музыкального театра Веры Георгиевны Шатровой |
|
1943 |
Одна семья |
режиссеры Г.В. Александров, Р. Тахмасиб |
роль дочери хозяев Кати Андриевской
|
|
1941 |
Боевой киносборник № 4 |
режиссер Г.В. Александров |
роль ведущей в гриме письмоносицы Стрелки |
|
1941 |
Дело Артамоновых |
режиссер Г. Рошаль |
роль итальянской танцовщицы Паулы Менотти |
|
1940 |
Светлый путь |
режиссер Г.В. Александров |
роль домработницы, затем ткачихи Татьяны Ивановны Морозовой |
|
1939 |
Ошибка инженера Кочина |
режиссер А. Мачерет |
роль Ксении Лебедевой, соседки Кочина, предавшей Родину и затем раскаявшейся |
|
1938 |
Волга-Волга |
режиссер Г.В. Александров |
роль письмоносицы Дуни Петровой по прозвищу Стрелка |
|
1936 |
Цирк |
режиссер Г.В. Александров |
роль цирковой актрисы американки Марион Диксон |
|
1934 |
Веселые ребята |
режиссер Г.В. Александров |
роль домработницы Анюты |
|
1934 |
Петербургская ночь |
режиссеры Григорий Рошаль и Вера Строева |
роль певицы провинциального театра Грушеньки |
|
1933 |
Песнь о бабе Алене (Любовь Алены) |
режиссер Борис Юрцев |
эпизодическая роль жены директора фабрики миссис Эллен Гетвуд (фильм не сохранился) |
|
На сайте размещена шуточная анкета на тему "Хорошо ли Вы знаете фильмы Л.П. Орловой и Г.В. Александрова?"
Nota Bene!
На сайте, посвященном российскому и советскому кино, проводится голосование на предмет выбора лучших актеров и актрис советского кино. Все поклонники незабвенной Любови Орловой приглашаются посетить этот сайт и отдать свой голос за нее. Для этого нужно: зайти на сайт , из алфавитного ряда выбрать букву О, найти раздел Любовь Орлова и нажать на кнопку Голосование.

