Elena M
Действие фильма происходит в первые послевоенные дни в Германии, где разоблачаются поджигатели новой войны и подтверждается моральное превосходство советских политиков. Первая роль в кино Владлена Давыдова (майор Кузьмин). Лидер проката (1949, 1 место) - 24.2 млн. зрителей.
Фильм, конечно, насквозь идеологизированный. Григорий Александров и Любовь Орлова были удостоены Сталинской премии 1950 года за создание этого фильма.
Год | 1949 |
Студия | Мосфильм |
Режисcер | Григорий Александров, Алексей Уткин |
Сценарий | Петр Рыжей, Леонид Тубельский, Лев Шейнин |
Оператор | Николай Ренков (оператор комбинированных съемок), Эдуард Тиссэ |
Композитор | Дмитрий Шостакович |
Авторы текстов песен | Евгений Долматовский, Василий Лебедев-Кумач |
Художник | Алексей Уткин |
Звукорежиссер | Сергей Минервин |
Время | 104 мин. |
Выпуск на экран | 16.03.1949 |
Восстановление | Фильм восстановлен в 1965 г. на к/с «Мосфильм» |
В ролях | Владлен Давыдов, Константин Насонов, Любовь Орлова, Борис Андреев, Михаил Названов, Фаина Раневская, Геннадий Юдин, Лидия Сухаревская, Эраст Гарин, Андрей Файт, Владимир Владиславский, Иван Любезнов, Ю. Юровский, В. Кулаков |
Призы и премии | 1949 МКФ в Братиславе (Приз - Григорий Александров), 1949 МКФ в Готвальдове (Приз - Григорий Александров), 1950 МКФ в Марианских Лазнях (Приз - Григорий Александров), 1950 Сталинская премия (I степени - Григорий Александров), 1950 Сталинская премия (I степени - Любовь Орлова), 1950 Сталинская премия (I степени - Эдуард Тиссэ) |
Еще никогда ее красота не была такой безупречной, ослепительной и опасной, как в этой роли. Это не Золушка, не Принцесса, а истинная Королева, привыкшая к безусловному поклонению и подчинению. Ей достаточно царственного взгляда или надменно-неотразимой улыбки, чтобы добиться всего, что нужно. Именно на этой способности женщины-вамп, женщины-царицы подчинять себе мужскую волю и строится коварный расчет американской разведки. Опять двойная игра, опять маскировка, но если в прежних картинах за несуразным обличьем гадкого утенка скрывалась царевна-лебедь, то здесь, наоборот, за чарующей внешностью шикарной красавицы скрывается хищница - шпионка.
Вот что писала сама Любовь Петровна об этой роли. Нужно учитывать, что роль расценивалась как сугубо отрицательная, а в советское время актриса с таким «безупречно советским» имиджем и таким «компрометирующим» непролетарским происхождением, как Орлова, вынуждена была серьезно обосновывать свое решение сыграть такую роль.
«Последняя роль – Джанет Шервуд в картине «Встреча на Эльбе» – представляла для меня особенную трудность. Роль американской разведчицы со всеми ее отвратительными чертами была резко антипатична мне. Я должна была отказаться от всего благородного, симпатичного, советского, что я собирала в окружающей меня жизни, и переключиться на накопление отрицательных черт человеческого характера, присущих людям буржуазно-капиталистического общества. В этом мне помогли впечатления и наблюдения, полученные во время поездок в Иран, Париж, Рим и Германию, где мне довелось видеть типы, подобные Шервуд, и наблюдать, как под внешне обаятельным и красивым обликом скрывается подлая душа. Для этой роли приходилось жертвовать личными интересами, вкусами, привязанностями во имя интересов общего, во имя того, чтобы своей артистической работой помогать разоблачению поджигателей новой войны и участвовать в борьбе за мир. Но мечтаешь, конечно, всегда о ролях положительных героинь, увлекаешься собиранием и накоплением тех замечательных черт нового советского человека, которые каждый день поражают твое воображение... Что может быть прекраснее, чем создание таких образов на основании опыта строительства великого социалистического общества, которое идет уверенно и смело под знаменем Ленина-Сталина вперед к коммунизму».
Любовь Орлова.«Зритель и актер советского кино» («30 лет советской кинематографии». М., 1950)
"Для меня «Встреча на Эльбе» – как первая любовь. Григорий Александров – мой первый учитель и «крестный отец» в кино. Он в меня поверил, и это меня вдохновляло и окрыляло. Меня пробовали на три роли: немецкого учителя Курта Дитриха, американского майора Джеймса Хилла и полковника Кузьмина. Последняя проба была с Любовью Петровной Орловой. Григорий Васильевич пригласил меня к себе и сказал: «Дорогой Владик! Нам очень нравятся ваши пробы, но вам всего 24 года, а тут роль полковника. Есть предложение Любови Петровны разжаловать вас в майоры». Так Любовь Петровна «разжаловала» меня из полковников в майоры, и я стал сниматься в этом фильме».
Владлен Давыдов, из книги воспоминаний.
Иронично-шутливую ноту вносило в этот фильм участие таких великих траги-комиков, как Фаина Раневская и Эраст Гарин. Американцы показаны ими нарочито тупыми, нахальными и насквозь меркантильными, а персонаж Эраста Гарина так просто «не просыхает» на протяжении всей картины.
Ну, а в конце фильма - триумфальный выход Любови Орловой в военной форме, которая сидит на ней необыкновенно ладно и подчеркивает ее фигуру не хуже вечернего платья. Она выхватывает сигарету из пачки по-военному четким, отработанным движением, ее голос сух и строг, ее движения резковаты и изящны одновременно. В ней чувствуются сила и уверенность «агента спецслужб», стилистически точно соответствующие этому образу, решенному в совершенно аналогичном ключе и Голливудом, и Советским кинематографом.
Григорий Александров остался верен себе: в финале фильма его Муза должна предстать во всем блеске, пусть даже это блеск «идеологически враждебной» силы. И зрители охотно любовались Любовью Орловой во всей ее ослепительной зрелой красоте, изумляясь и восхищаясь тем, как она прекрасно и молодо выглядит.