Любовь Орлова: сайт- портрет

Любовь Орлова

О музыке, эстраде и судьбе

Elena M

Справедливости ради следует признать, что концертная деятельность, выступления на эстраде, а вовсе не театр, занимали почетное второе место в профессиональной жизни Любови Петровны Орловой. А если исходить из такого прагматичного критерия, как доля дохода от данного вида деятельности в общей сумме доходов, то придется признать, что даже не кинематограф, а именно эстрада была основным местом работы Орловой. И если посчитать общее количество часов, проведенных ею на репетициях, в гастрольных поездках и на концертных подмостках, то можно не сомневаться, что это время окажется больше времени, проведенного на съемочной площадке или на театральной сцене. Род занятий – "артистка эстрады". Такое определение, скорее всего, было бы для нее неприятным, унизительным, но… Факты – вещь упрямая.

************

Советская песенная эстрада тех далеких лет.... Что мы знаем о ней?

На замечательном сайте Красная книга российской эстрады представлен (почти в полном составе) золотой фонд российской/советской эстрады периода 1920-1980-х гг.. Даже при беглом просмотре списка певцов и певиц открывается удивительная картина: российская эстрада периода 1920-1960-х гг. была одной из самых высокопрофессиональных в мире! Эстраду подобного уровня могла позволить себе иметь разве что Италия в силу особого пристрастия итальянцев к вокальному искусству.

Вообще, среди поющих артистов эстрады советского периода выделялись три весьма неравные по численности группы исполнителей.

************

Первая группа – процентов 50-60 известнейших эстрадных исполнителей той эпохи – это действующие солисты оперных или музыкальных театров или филармоний, окончившие специализированные учебные заведения – музыкальные училища или консерватории.

Можно найти две причины, объясняющие такую своеобразную ситуацию на советской эстраде. С одной стороны, «родное» советское государство, заботясь о социальном равенстве, не делало особых различий в оплате труда неквалифицированных рабочих и мастеров искусств мирового класса. Скромная зарплата солиста Большого театра или Ленинградского театра оперы и балета вынуждала даже всемирно известных певцов искать возможности дополнительного заработка. А такие возможности быстрее всего могла предоставить только концертная деятельность, гастрольные поездки по стране и еще, в некоторой степени, – записи грампластинок и выступления на радио. Вот и все «свободные вакансии на рынке труда».

Федор ШаляпинВторая причина выглядит не так пессимистично, скорее, наоборот. Это было замечательной традицией, прекрасной особенностью образованного европейского и дореволюционного российского общества – ведущие оперные певцы с мировым именем давали публичные концерты. Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Сергей Юдин выступали перед широкой публикой, совершали гастрольные поездки и по стране, и за рубежом.

К пению в ту далекую пору относились как к искусству, а не как к бизнесу. Шли на сцену лишь при наличии ярчайшего таланта и почитали своим долгом получить профессиональное образование. Частые выступления выдающихся мастеров певческого искусства прививали зрителям вкус к хорошей музыке, воспитывали привычку, «приучали ухо» к высококлассной технике исполнения. Российская, а затем в некоторой степени и советская публика, особенно столичная, была довольно образованной и достаточно искушенной в вопросах вокального мастерства. И эти традиции в определенной степени сохранялись в течение нескольких десятилетий ХХ века, даже несмотря на господство тоталитарного советского режима, пока в 1990-х годах не произошло почти полного отдаления и отделения мира эстрады (шоу-бизнеса) и мира классического искусства.

Надежда ОбуховаЭту замечательную традицию в советские времена продолжали великие мастера, всенародно (буквально) известные и любимые певцы: Надежда Обухова, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Вера Давыдова, Павел Лисициан, Артур Эйзен, Надежда Казанцева, Марк Рейзен, Дмитрий Гнатюк, Максим Михайлов, Мария Максакова, Валерия Барсова, Нина Дорлиак и многие другие.

Грустно признать, что в определенном смысле именно прогресс науки и техники привел к постепенному снижению качества эстрады. Первыми непрофессиональными исполнителями, появившимися на эстраде, были звезды нового вида искусств – кино. А изобретение микрофона, усилителей и прочей чудо-техники, в конечном итоге, привело на сцену вообще «безголосых».

************

Поющие актеры кино представляли вторую, самую немногочисленную группу артистов эстрады.

Большинство первых звуковых фильмов были музыкальными. Наверное, это и понятно. С «обретшего голос» экрана хотелось не столько говорить, сколько петь от избытка радостных чувств и обилия новых технических возможностей. В кинематографе 1930-х гг. были особенно востребованы поющие (и желательно танцующие) актеры и актрисы. Но настоящих профессионалов среди них не было. Серьезные певцы не могли променять высокое академическое искусство на этот «плебейский», низкопробный жанр. Известно, например, что руководитель Музыкального (даже не оперного!) театра В.И. Немирович-Данченко презрительно относился к кинематографу и очень не одобрял, когда актеры его театра участвовали в съемках кинофильмов. (А Любовь Орлова именно этим и пыталась заниматься).

Сергей ЛемешевИсключения, конечно, были, но единичные. В Голливуде, например, Милица Корьюс ("Большой вальс") так и осталась недосягаемой звездой женского кинематографического вокала. Поющие Дина Дурбин и Джанет МакДональд выглядели намного скромнее, не говоря уже о прочих более или менее известных актрисах. Среди мужчин самым блистательным актером и певцом был и навсегда остался солнечный Марио Ланца. В советское время наш «ответ Голливуду», так сказать, по мужской линии был представлен фильмом «Музыкальная история», в которой великий С.Я. Лемешев сыграл «блондина Петьку Говоркова», самодеятельного певца, доросшего до сцены Большого театра. И был он в этой роли очарователен и неотразим! Ну, а по женской линии – непревзойденными остались песня Анюты из «Веселых ребят» – «Я вся горю, не пойму, отчего…» – и каскад номеров, исполненных письмоносицей Стрелкой в "Волге-Волге".

Но если не брать во внимание редкие исключения, то в кинематографе, в том числе советском, поющие актеры и актрисы не имели за плечами серьезной академической школы. Их экранная популярность делала их востребованными и позволяла выходить на эстрадные подмостки, не имея особых певческих данных и серьезной вокальной подготовки. Среди них можно назвать Валентину Серову, Марину Ладынину, Людмилу Целиковскую, Зою Федорову, Лидию Смирнову, Николая Крючкова, Бориса Чиркова, Евгения Самойлова и других.

************

И третью, первоначально тоже немногочисленную группу, составляли певцы, в ряде случаев не получившие профессионального образования, но обладавшие специфическим талантом, особым тембром голоса, артистическим обаянием, сценическим мастерством, в общем, имевшие некую «изюминку», нашедшие свою «нишу» на эстраде. К ним можно отнести Кэто Джапаридзе, Изабеллу Юрьеву, Вадима Козина, Леонида Утесова, Александра Вертинского, Георгия Виноградова, Михаила Александровича, Марка Бернеса, Клавдию Шульженко, Рашида Бейбутова, Тамару Церетели и других. Это были, если так можно сказать, «чистые» эстрадники. Эстрада была их основным местом работы и почти единственным источником дохода. Именно они были подлинными профессионалами эстрадного искусства, мастерами сцены, гениями живого, непосредственного общения с широкой аудиторией. В их распоряжении не было ни потрясающего голоса, как у классических певцов, ни манящего экранного образа, как у киноактеров. Они завоевывали любовь публики, прежде всего, яркими свойствами своей индивидуальности, особым артистическим даром и скрупулезной работой над своим репертуаром.

Репертуар их был достаточно разнообразным и вполне современным. Если классические певцы исполняли в основном классику (арии из опер, оперетт, классические романсы), а киноактеры – популярные песни из своих кинофильмов, то «чистые» эстрадные певцы вынуждены были особо заботиться о своем репертуаре, искать новые песни, которые могут стать популярными, либо по-новому, по-своему интерпретировать уже известные произведения.

Что пели на российской/советской эстраде в те годы? Русскую и зарубежную классику (арии из опер и оперетт), романсы (русские классические, цыганские, бытовые, городские), русские народные песни, песенную лирику советских композиторов (сначала просто о любви, потом, всё больше, - о любви к Родине, армии и вождям партии), песни народов мира (чаще всего, итальянские и неаполитанские, испанские, аргентинские, мексиканские).

1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница


Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M

Используются технологии uCoz