Elena M
Мы весьма поверхностно представляем себе, что пришлось пережить этому необыкновенному человеку, этому «баловню судьбы», как его теперь называют: преодоление естественных географических и культурных барьеров совсем в духе Ломоносова (сын уральского рабочего стал «своим» в среде столичной, а затем и мировой кинобогемы), недоверие официального партийного руководства, нападки кинокритиков, зависть коллег, постоянная угроза ареста в течение двух десятилетий, арест единственного сына (к счастью, недолгий), период творческого простоя, забвения со стороны поклонников, в конце жизни потеря жены, сына и тяжелая болезнь.
Мы знаем, что происходит вокруг его имени сейчас: подозрения в нетрадиционной сексуальной ориентации, обвинения в конформизме, пропаганде антигуманного тоталитарного строя, отсутствии таланта, предательстве коллег и т.д.
Что ж, он сам уже не может ответить на обвинения. За него отвечают его фильмы. Отвечают самым современным, рыночным способом – постоянным присутствием в ассортименте магазинов, торгующих видеопродукцией. Спустя более пятидесяти лет после их создания. Спустя более двадцати лет после его ухода. Спустя более пятнадцати лет после падения советского строя.
Вероятно, стоит еще напомнить, что Г.В. Александров является одним из самых известных за рубежом советских кинорежиссеров, его творчество изучают во всех учебных заведениях, готовящих кадры для национального кинематографа любой развитой страны мира, его фильмы регулярно представляют советское киноискусство в программах самых престижных международных кинофестивалей.
Неоднозначность эпохи, в которую он жил и творил, неизбежно отразилась в неоднозначности оценок его личности и творчества. Как достойно выжить в условиях террора – каждый тогда решал по-своему, единственно верного пути в период «мрачного средневековья ХХ века» не знал тогда никто.
НОЧНОЙ РАЗГОВОР
(Булат Окуджава)
- Мой конь притомился, стоптались мои башмаки.
Куда же мне ехать? Скажите мне, будьте добры.
- Вдоль Красной реки, моя радость, вдоль Красной реки,
До Синей горы, моя радость, до Синей горы.
- А где ж та гора, та река? Притомился мой конь.
Скажите пожалуйста, как мне проехать туда?
- На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь.
Езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда.
- Но где же тот ясный огонь? Почему не горит?
Сто лет подпираю я небо ночное плечом.
- Фонарщик был должен зажечь, но фонарщик тот спит.
Фонарщик-то спит, моя радость, а я ни при чем.
И снова он едет один, без дороги, во тьму.
Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам?
- Ты что потерял, моя радость? - кричу я ему.
И он отвечает, - Ах, если бы я знал это сам.
Здесь можно скачать запись (2,75 Mb) этого маленького шедевра, который проникновенно исполняет Татьяна Доронина.