Elena M
Неграмотная, но трудолюбивая деревенская девушка Таня, приехав в подмосковный город и поработав домработницей, нашла свое счастье в учебе и коллективном труде. Ее избирают депутатом Верховного Совета... «Я мечтала, чтобы зритель увидел в моих героинях живого человека, а не условную комедийную маску и стремилась вместить в них все многообразие человеческих чувств и качеств женской натуры. Простодушная Анюта ('Веселые ребята'), энергичная Дуня ('Волга-Волга'), трудолюбивая Таня ('Светлый путь') не только смеялись и веселили зрителя. Они страдали, любили, мечтали, и боролись за ясные благородные цели...» – Л.Орлова ('Пресс-информация', М., N3(196)). Рабочее название – «Золушка» не понравилось Сталину, и он предложил на выбор 12 названий, из которых и было выбрано настоящее. На съемках фильма впервые был использован метод «блуждающая маска». Оператор комбинированных съемок Борис Горбачев.
Год | 1940 |
Студия | Мосфильм |
Режисcер | Григорий Александров |
Сценарий | Виктор Ардов |
Основа | По пьесе Виктора Ардова «Золушка» |
Оператор | Борис Горбачев (оператор комбинированных съемок), Борис Петров |
Композитор | Исаак Дунаевский |
Автор текстов песен | Михаил Вольпин |
Художник | Б. Кноблок |
Звукорежиссеры | Валерий Попов, Николай Тимарцев |
Время | 101 мин |
Выпуск на экран | 08.10.1940 |
В ролях | Любовь Орлова, Евгений Самойлов, Елена Тяпкина, Владимир Володин, Осип Абдулов, Рина Зеленая, Николай Коновалов, Павел Оленев |
Вот редчайшие кадры рабочих моментов съемок, сделанные совсем молодым оператором Борисом Виленкиным, принимавшим участие в создании фильма.
Финал - апофеоз картины: Таня - Золушка со своим Принцем застывают в картинно-красивой позе на фоне скульптуры Рабочего и Колхозницы на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке.
"Светлый путь" был самым идеологическим фильмом Григория Александрова, настолько откровенно прославляющим и идеализирующим советскую действительность, что даже главный кинокритик не пришел в восторг. Сталину так не понравился фильм, что он даже мягко пожурил Александрова за то, что этой картиной он хотел угодить начальству.
Как говорится в одной из зарубежных рецензий на фильм, "только в таком пропагандистском фильме, как "Светлый путь", может быть допустимо, чтобы тяжелый труд и преданность Государству сделали домработницу привлекательной. ... Она настолько преуспевает в своем труде, что заслуживает государственную награду, а также превращается из гадкого утенка в прекрасного лебедя, к вящей радости номинального главного героя".
Очень интересное наблюдение по поводу причудливого хода мыслей режиссера и авторов сценария. Упорный труд, действительно, может принести правительственную награду, славу, почет и уважение, ну, в крайнем случае, превратить обезьяну в человека, но вот превратить деревенскую простушку в Прекрасную Даму - для этого требуется большое напряжение режиссерской фантазии и значительная толика зрительской наивности и легковерия.
Но разве можно было не поверить Ей - Любови Петровне Орловой. В ее превращения зрители верили легко и с удовольствием, так как хотели верить, так как находились под властью ее очарования и волнующей энергии, ее оптимизма и магнетической прелести.
Великий В. Качалов надписал Любови Петровне совместное фото, сделанное в период съемок фильма на ВСХВ, шутливыми, но лестными стихами:
Пять лет уже промчалось ровно |
С тех пор, как Вы, Любовь Петровна, |
Со мной снялись в Москве. Любовь |
Орлову я увидел вновь |
Теперь в глуши лесов сосновых. |
Пять лет, тяжелых и суровых, |
Весьма состарили меня, |
Но пощадили Вас. И я |
Все так же нежно и любовно |
Гляжу на Вас, Любовь Петровна. |
|
Василий Качалов |