Elena M
1947 год, война кровопролитная еще не успела смениться холодной, победное настроение – осознанием невеселой реальности. Вернувшийся из эвакуации "Мосфильм" полон надежд и творческой энергии. Это настроение замечательно выразила музыкальная комедия Григория Александрова с первой и единственной нашей кинозвездой Любовью Орловой сразу в двух ролях. …Здесь нет политической ангажированности, интеллигентнейшие мастера не прикидываются простонародными, а Исаак Дунаевский разворачивает упоительную музыкальную драматургию с лейтмотивами и симфоническим развитием. "Весна" – признание Александрова в любви к победившей стране, кинематографу и своей главной актрисе. Ситуации, фразы и песни картины разлетелись по стране и стали крылатыми.
Год | 1947 |
Студия | Мосфильм |
Режисcер | Григорий Александров |
Сценарий | Морис Слободской, Александр Раскин, Григорий Александров |
Оператор | Юрий Екельчик |
Композитор | Исаак Дунаевский |
Автор текстов песен | Михаил Вольпин, Василий Лебедев-Кумач, Сергей Михалков |
Художники | Константин Ефимов, Владимир Каплуновский |
Звукорежиссер | Вячеслав Лещев |
Время | 104 мин |
Выпуск на экран | 02.07.1947 |
В ролях | Любовь Орлова, Николай Черкасов, Николай Коновалов, Михаил Сидоркин, Василий Зайчиков, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Фаина Раневская, Георгий Юматов, Георгий Вицин, Борис Петкер |
Призы и премии |
1947 МКФ в Венеции (Приз за оригинальный сюжет - Григорий Александров) |
**************
Вот как звучит история создания фильма в изложении жены исполнителя главной мужской роли в фильме Николая Черкасова Нины Черкасовой:
"Часто, часто вспоминается Любовь Петровна Орлова. Обворожительная женщина, самая популярная актриса нашей страны и в нашем доме самая красивая гостья. С Черкасовым она была знакома, со мной нет, но она сразу подошла ко мне, ласково и доверчиво «приветила», так же мило сказала несколько слов Николаю Константиновичу: она торопилась на выход.
Это был 1947 год, мы ненадолго приехали в Москву. Очень скоро нас нашел муж Орловой Г. В. Александров и пригласил обедать к ним на дачу во Внуково. Я была замучена своими дачными делами, и мне не очень хотелось ехать, но Александров сказал, что это не просто дача, а нечто придуманное и выполненное им самим. Это уже было интересно.
Дача действительно была не дачей, а скорее напоминала южноамериканскую виллу, пожалуй, даже мексиканское ранчо с лоджией в нижнем этаже. Это было удивительно - талант режиссера, художника, архитектора, маляра, столяра в одном человеке! Очевидно, пребывание с Эйзенштейном в Америке и Мексике - целый год помогли создать это красивое жилище. На обеде был также И. О. Дунаевский, в честь которого на графине с водкой было выгравировано: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет»
Все было прекрасно. Когда обед кончился, и мы сидели у камина, Григорий Васильевич предложил Черкасову прочесть сценарий «Весна». Николай Константинович, ничего не подозревая, сказал: «Давай, давай, интересно, что это будет». Первой прочитала сценарий я, и все для меня стало ясно: "Коля, ты пропал, ты будешь играть этого безликого героя-режиссера?"
Прочитав сценарий, он сказал: «Нет, это я играть не буду, мне здесь играть нечего. К сожалению, придется отказаться».
Любовь Петровна молчала, расстроенная, потом подошла к креслу, на котором сидел Черкасов, и, полушутя, полусерьезно встала перед ним на колени.
Вот так все это случилось. Вскоре вышел на экраны фильм «Весна». Он был веселым, с прекрасными актерами и пользовался успехом. Орлова и Александров считали работу Черкасова удачной.
Но каждый раз, когда я смотрела фильм, мне передавалось с экрана его нежелание и преодоление нежелания играть эту роль. Спасало неожиданно ироническое отношение к себе как исполнителю, так же, как к самой роли. Что только не помогает актеру в поисках выхода из тупика!
Любовь Петровна была не только прекрасной актрисой, но и образцом красоты, элегантности, воспитанности. И на сцене, и в жизни она всегда была «в форме», все делала легко и артистично. По ее рассказам я знала, чего ей это стоило, какой каждодневной тренировки и работы.
До самого ее конца никто не верил, что она смертельно больна. Не знала этого и она сама. Знал только Григорий Васильевич. А она говорила ему о предстоящих выступлениях и о новом вечернем платье, которое ей необходимо для концерта.
Всю жизнь, до последней минуты, она оставалась настоящей женщиной..."
Нина Черкасова, из книги "Рядом с Черкасовым"
****************
В этом фильме многое - биографично. Особенно это касается сюжетной линии Верочки (Веры Георгиевны) Шатровой. Она - актриса Музыкального театра. Приходит на киностудию по протекции своего дяди Лёни и показывает режиссеру свой эстрадный номер. Именно с такими синтетическими эстрадными номерами, соединяющими в себе пение, вокал и танцы, начинала свою концертную деятельность молодая актриса Музыкального театра под руководством В.И. Немировича-Данченко Любовь Петровна Орлова.
Любовь Орлова пробовала свои силы и в кино, но руководство театра не поощряло стремления актрисы разнообразить сферу приложения своего таланта. Вот и в "Весне" руководитель театра строит "коварные" планы, чтобы помешать актрисе сняться в кино. Рассуждает он с железной логикой, в духе любого советского начальника: "Она хочет получить главную роль в кино, потому что мы не даем ей главных ролей в театре. Но если она получит главную роль в кино, так она может, чего доброго, и засверкать там. Это плохо. Что же делать? Надо дать ей главную роль в театре, чтобы она не снималась в кино. Логично? - Логично. Так я и сделаю!"
Сказано - сделано. И актриса получает указание репетировать генеральную репетицию в театре аккурат в то самое время, когда она должна присутствовать на читке сценария на киностудии. На этом и строится дальше забавный сюжет. "Qui pro quo" - "один вместо другого" - классический сценарий с подменой и путаницей двойников получает новое воплощение - и в старые меха наливается новое вино. Актриса Вера Шатрова блестяще отрабатывает генеральную репетицию и получает признание руководства и зависть именитой примадонны. Ученая Ирина Никитина является на студию, где и происходит превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя, Замарашки в Золушку. Именно там и разыгрывается главная тема Любови Орловой, ее "коронная партия" - триумфальное преображение просто женщины в Королеву. И там же происходит встреча с главным мужчиной ее жизни, кинорежиссером. Точно так же, как когда-то, по красивой легенде, на кинопробах произошла встреча Любови Орловой со своим Режиссером и Мужем Григорием Александровым. И они точно также бродили до утра вдвоем по улицам весенней Москвы, чтобы потом никогда не расставаться.
К несомненным новшествам киноискусства с полным правом можно отнести съемки двойников, когда в одном кадре появлялись две Орловых, точнее, две героини в исполнении одной актрисы. Этот прием был впервые применен в советском кино именно Григорием Александровым еще в фильме "Светлый путь", но именно в "Весне" технология двойных съемок была доведена до совершенства.
Этот фильм считается лучшим творением Режиссера и Актрисы. Он был снят в одну из первых послевоенных весен и переполнен атмосферой любви, весны и пробуждения. В 1947 году люди, пережившие войну, мечтали о мирной жизни, о смягчении политического режима и наступлении перемен к лучшему. В фильме явно чувствуются эти надежды, которым, увы, не суждено было сбыться еще долгие годы.
Кроме того, эта картина стала последней крупной и, возможно, самой лучшей работой Любови Петровны Орловой. Она блестяще сыграла две роли, за что была удостоена специального приза Венецианского фестиваля в 1947 г., разделив его с Ингрид Бергман. Впервые с начала своей кинематографической карьеры она сыграла не "девушку из народа" или иностранку, а образованную, умную, интеллигентую даму и талантливую актрису, не скрывающих своей принадлежности к "высшему обществу", пусть даже в его советском варианте. Ей не нужно было стараться изо всех сил, чтобы спрятать свою природную грацию и интеллигентность, а наконец-то представилась возможность быть в меру естественной и продемонстрировать свое синтетическое актерское мастерство во всем блеске и разнообразии. Она поет, бьет чечетку, танцует на пуантах. И это в 45 лет! Этот фильм закрепил за ней имидж вечно молодой звезды, которому ей пришлось соответствовать до конца ее дней.
****************
о фильме Григория Александрова «Весна»:
Фильм «Весна» останется на всю жизнь у моего поколения и навсегда в истории советского кинематографа и советской ментальности. Этот фильм связывался с моментом победы, с концом войны, со спасением от верной гибели, с окончанием этого невероятного трудного трагического периода нашей истории.
Фильм был пронизан светом, пронизан ощущением высвобождения. Играла в нем, как во всех фильмах Григория Александрова, знаменитейшая советская кинодива Любовь Орлова. Она сама по себе очень интересная фигура.
Все были уверены, что после фильма «Светлый путь», после «Волги-Волги», после того, как она сыграла простых доярок, простых свинарок, которые поют песни о счастливом своем бытии... Она была дворянка, она выросла в высококультурной дворянской семье. Она в детстве бывала в Ясной Поляне, ее привозили… Не исключено, что она сидела на руках у Льва Николаевича Толстого – это все осталось за кадром.
В кадре было фантастическое по жизнелюбию советское существо. Что касается фильма «Весна», там эта харизма, там эта внутренняя энергия так и светится в ней. Любопытно, что в 1945 году, когда этот фильм потряс нас, наше воображение, она играла две роли. С одной стороны, такую красавицу, а с другой стороны – очкарика-интеллектуала. Кинематографически это было тогда довольно занятно, забавно. Это было не так часто. В ту пору еще и техника не позволяла. Любовь Орлова сыграла это с блеском.
Там были заложены две очень интересных линии. С одной стороны – линия чистой женственности, такой неотразимой, женского обаяния, с другой стороны – линия, которая впоследствии реализовалась вплоть до феминистских движений. Умная женщина в очках, если хотите, синий чулок. Но поскольку играет та же самая обаятельная, неотразимая артистка, то синий чулок только «по номиналу». На самом деле – это неотразимая интеллектуалка, которая впоследствии в фильмах Ромма свое слово еще скажет. Поэтому фильм «Весна» - это, конечно, нечто узловое, стоящее на перекрестке, очень важное произведение нашего кинематографа и веха нашей внутренней душевной истории.
****************
История создания фильма "Весна" вовсе не была светлой и легкой, в отличие от атмосферы, царящей в кадре. Г.В. Александрову пришлось много "повоевать", отстаивая право и возможность закончить съемки. Ему пришлось много раз переделывать сценарий. Вырезать уже отснятые кадры. Менять сюжетные ходы. Отказываться от запланированных сцен. Оставшиеся снимки, не вошедшие в фильм кадры являются немыми свидетелями той напряженной "идеологической" борьбы. Борьбы за то, чтобы один из самых известных фильмов нашего кинематографа вышел на экраны и стал любимым для десятков тысяч людей.
Николай Черкасов, Любовь Орлова и Григорий Александров в момент съемок |
|
Любовь Орлова в гриме Шатровой |
Любовь Орлова в гриме Шатровой |
Любовь Орлова в гриме Жанны Д'Арк |
Любовь Орлова в гриме Жанны Д'Арк |
Любовь Орлова в гриме Шатровой |
Любовь Орлова в гриме Шатровой |