Любовь Орлова: сайт- портрет

Назад Назад

Скворец и Лира

Любовь Орлова - Лира

Elena M

Классический детектив времен холодной войны. Американцы с помощью бывших офицеров Вермахта и немецких бизнесменов разжигают третью мировую войну. Советская разведка внедряет своих агентов в ряды идеологического противника. Майор Федор Греков, во время войны служивший в фашистской армии, остался в Западной зоне Берлина и вошел в доверие генерала американской армии. Его жена, Людмила Грекова, во время войны работала вместе с ним во вражеском тылу в образе служанки Катринхен в доме немецкого генерала фон Лебена. После войны она, по легенде - племенница баронессы Амалии фон Шровенхаузен, - внедрилась в высшее немецкое общество. Мадлен фон Шровенхаузен (Любовь Орлова) и Курт Эгерт (Петр Вельяминов) встретились на балу в фамильном замке баронессы, разыграли романтическую влюбленность и обвенчались. Вместе они выполняют спецзадания руководства разведки, раскрывая коварные замыслы врагов "мира во всем мире".

Год 1974
Студия "Мосфильм" при участии "Баррандов" (ЧССР), "Дефа" (ГДР)
Режисcер Григорий Александров
Сценарий Григорий Александров совм. с А. Лапшиным, Н. Пекельником)
Оператор Николай Олоновский
Композитор Оскар Фельцман
Автор текстов песен Роберт Рождественский
Художник Стален Волков
Звукорежиссер Леонид Булгаков
Время 144 мин
Выпуск на экран Фильм не вышел
В ролях Любовь Орлова, Петр Вельяминов, Николай Гринько, Борис Кордунов, Юрий Леонидов, Римма Маркова, Рина Зеленая, Варвара Сошальская, Светлана Светличная, Борис Иванов, Борис Зайденберг, Юрий Волков, Григорий Александров, Галикс Колчицкий

 

Любовь Орлова - ЛираЛюбовь Орлова - ЛираЛюбовь Орлова - Лира

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свой новый фильм, - говорил журналистам Г.В. Александров, - мы посвящаем людям советской разведки. Это - люди с большой буквы, настоящие борцы и патриоты Родины. Но наш фильм не детектив. Думаю, что это будет "документальная лента", ибо то, что сделали герои фильма Федор и Людмила - "Скворец" и "Лира", - поистине легендарно. Они работали в труднейших условиях во имя большой и благородной цели - сохранения и упрочения мира, разоблачения происков поджигателей новых войн... "

Алексей Романов, "Любовь Орлова в искусстве и в жизни"

 

Любовь Орлова - ЛираЛюбовь Орлова - Лира

 

 

 

 

 

 

 

Любовь Орлова - ЛираЛюбовь Орлова - Лира

 

 

 

 

 

Фильм не вышел на экраны страны. Бывший в то время министром культуры А.В. Романов в своей книге говорит о том, что фильм просто не был закончен, его не успели снять по причине смертельной болезни Любови Петровны. Однако в 1996 г. картина демонстрировалась по телевидению в совершенно законченном виде. М.А. Кушниров в своей биографической книге "Светлый путь, или Чарли и Спенсер" приводит несколько версий запрета фильма. По его мнению, две наиболее вероятных из них - 1/ фильм запретило КГБ и 2/ фильм запретила сама Орлова.

В любом случае надо признать, что запрет фильма не повредил Любови Петровне Орловой, а, скорее, спас ее имидж. Она выглядит великолепно для своих 70 лет. Однако играет она в первой серии фильма молодую женщину 30 лет, но, разумеется, выглядит для этого не совсем адекватно.

Любовь Орлова - ЛираЛюбовь Орлова - Лира Любовь Орлова - Лира

 

 

 

 

 

 

 

 

Во второй серии она играет женщину примерно 35 лет. В сцене венчания жених надевает обручальное кольцо на очень молодую руку - руку дублерши. Это невозможно не заметить. В этой же серии Любовь Петровна ездит верхом, легко вальсирует, бегом взбегает вверх по лестнице, лихо водит машину и даже применяет приемы рукопашного боя. "Такая хрупкая женщина - и такая сила", - говорит поверженный на пол противник. Так что она опять в полной мере продемонстрировала свои разнообразные сценические возможности. Она даже исполнила немецкую детскую песенку про послушную овечку.

Любовь Орлова - ЛираЛюбовь Орлова - ЛираИ сам Григорий Васильевич снялся в небольшом эпизоде в роли советского генерала, который инструктировал и напутствовал героиню перед выполнением ее опасной миссии. Надо отметить, что он трижды снялся в своих собственных фильмах. В первый раз - в фильме "Волга-Волга" в роли капитана буксира, снимавшего "Севрюгу" с мели. Во второй раз - в "Русском сувенире" в роли пилота самолета, пролетающего над проспектами Москвы под звуки марша "Вперед, к коммунизму!" И, наконец, в третий раз - в "Скворце и Лире".

При всех видимых и мнимых недостатках картины, это - последний фильм великой звезды. Хотя бы поэтому он должен быть рассмотрен и оценен с особым вниманием. Роль разведчицы - одна из немногих абсолютно серьезных и даже драматических ролей Любови Орловой. Надо признать, она сыграла хорошо, убедительно, очень просто, без нажима. Если бы не ее возраст, фильм был бы воспринят советсткими зрителями с интересом и даже удовольствием. Фильмы о благородных героях - разведчиках всегда нравились зрителям, сюжет фильма достаточно интересен, действие развивается по всем законам шпионского жанра. Ну, а сейчас смотреть его вдвойне любопытно: и как памятник той эпохи, и как последнее послание замечательной женщины и актрисы.

Любовь Орлова - Лира

Любовь Орлова - Лира

 

 

 

 

 

 


Л.И. Брежнев вручает С.К. Цвигуну правительственную награду

Научным консультантом фильма был Семен Кузьмич Цвигун, Первый зам. председателя КГБ СССР, курировавший 3-е (военная контрразведка) и 5-е (борьба с идеологической диверсией) Главные управления КГБ, личный друг и протеже Л. Брежнева.

С.К. Цвигун был человеком, нечуждым творчеству и киноискусству. Под псевдонимом "Днепров" он написал несколько книг о деятельности советских спецслужб, по которым были поставлены фильмы "Мы вернёмся", "Фронт без флангов", "Фронт в тылу врага", "Фронт за линией фронта".

Помощь такого консультанта могла обеспечить относительное правдоподобие сюжета, точность деталей и, главное, беспрепятственность в получении финансирования на съемки фильма, а бюджет фильма, надо сказать, получился не очень скромным. Зарубежная командировка, "несоветские" декорации, костюмы, автомобили, весь впечатляющий антураж потребовали немалых затрат. И в итоге фильм не выпустили в прокат, соответственно, никакого возмещения расходов государство не получило.


 

Наконец-то, спустя более тридцати лет, стала известна истинная причина запрета этого фильма.

Фильм должен был выйти на широкий экран после просмотра в ЦК КПСС весной 1974 года. Однако именно в это время разразился "шпионский скандал" в личном окружении канцлера ФРГ Вилли Брандта.

Суть его состояла вот в чем:

Во время Второй мировой войны Вилли Брандт, сражавшийся на стороне антигитлеровской коалиции, прятался от гестапо в доме врача, который был отцом Гюнтера Гийома. В 1955 году Гийом-старший обратился "по старой дружбе" к Брандту, бывшему тогда правящим бургомистром Западного Берлина, и попросил помочь сыну бежать на Запад. Вилли согласился, и в 1956 году Гюнтер Гийом прибыл в ФРГ как политический эмигрант. Никто не догадывался, что он прошел курс разведподготовки в КГБ, имел офицерский чин в армии ГДР и был агентом штази (восточногерманская внешняя разведка).

Брандт устроил Гюнтера Гийома в аппарат Социал-демократической партии Германии (СДПГ), и он поднимался по служебной лестнице вместе со своим шефом. На сентябрьских выборах 1969 года социал-демократы завоевали в бундестаге большинство, и в октябре Брандт был избран канцлером, а Гийом стал его личным секретарем. Занимая эту должность, он получил доступ к секретным планам и документам администрации Брандта, а также к материалам НАТО.

В апреле 1974 года Гюнтера Гийома арестовали по подозрению в шпионаже. Во время ареста Гийом поверг в шок западногерманских службистов, заявив: "Я офицер национальной народной армии ГДР и сотрудник министерства государственной безопасности. Прошу уважать меня как офицера". Это вылилось в международный политический скандал, который буквально смёл Вилли Брандта с поста канцлера в мае 1974 года.

Сюжет фильма "Скворец и Лира" даже не намекал, а откровенно демонстрировал, что КГБ применяет именно такие методы работы: использование родственных и дружеских связей для внедрения своих агентов в западноевропейскую, и даже точнее - западногерманскую правящую элиту.

Тактика поведения советских органов безопасности в моменты шпионских скандалов, связанных с деятельностью спецслужб "братских стран соцлагеря", широко известна: дистанцироваться как можно дальше, быть "тише воды, ниже травы", пока скандал не утихнет. Премьера фильма такого всемирно известного режиссера, как Г.В. Александров, не могла не привлечь внимания зарубежных дипломатов и журналистов, работавших в СССР. Этот фильм не стал бы обычным, проходным явлением благодаря именам знаменитого режиссера и ведущей актрисы. Но поразительное совпадение сюжета фильма с реальными фактами было совершенно нежелательно именно в этот напряженный политический момент, поэтому его выход на экраны был абсолютно недопустим с точки зрения руководства страны.

Таким образом, версии о том, что фильм запретили из-за невысокой художественной ценности или по просьбе самой Л.П. Орловой, не имеют под собой никаких оснований. Все оказалось до гениального просто: талантливый режиссер, впервые в жизни снявший фильм-Не-Сказку, оказался слишком достоверен. И актуален, как всегда.

Назад Назад

Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M Site Meter


Используются технологии uCoz