Elena M
Классический детектив времен холодной войны. Американцы с помощью бывших офицеров Вермахта и немецких бизнесменов разжигают третью мировую войну. Советская разведка внедряет своих агентов в ряды идеологического противника. Майор Федор Греков, во время войны служивший в фашистской армии, остался в Западной зоне Берлина и вошел в доверие генерала американской армии. Его жена, Людмила Грекова, во время войны работала вместе с ним во вражеском тылу в образе служанки Катринхен в доме немецкого генерала фон Лебена. После войны она, по легенде - племенница баронессы Амалии фон Шровенхаузен, - внедрилась в высшее немецкое общество. Мадлен фон Шровенхаузен (Любовь Орлова) и Курт Эгерт (Петр Вельяминов) встретились на балу в фамильном замке баронессы, разыграли романтическую влюбленность и обвенчались. Вместе они выполняют спецзадания руководства разведки, раскрывая коварные замыслы врагов "мира во всем мире".
Год | 1974 |
Студия | "Мосфильм" при участии "Баррандов" (ЧССР), "Дефа" (ГДР) |
Режисcер | Григорий Александров |
Сценарий | Григорий Александров совм. с А. Лапшиным, Н. Пекельником) |
Оператор | Николай Олоновский |
Композитор | Оскар Фельцман |
Автор текстов песен | Роберт Рождественский |
Художник | Стален Волков |
Звукорежиссер | Леонид Булгаков |
Время | 144 мин |
Выпуск на экран | Фильм не вышел |
В ролях | Любовь Орлова, Петр Вельяминов, Николай Гринько, Борис Кордунов, Юрий Леонидов, Римма Маркова, Рина Зеленая, Варвара Сошальская, Светлана Светличная, Борис Иванов, Борис Зайденберг, Юрий Волков, Григорий Александров, Галикс Колчицкий |
"Свой новый фильм, - говорил журналистам Г.В. Александров, - мы посвящаем людям советской разведки. Это - люди с большой буквы, настоящие борцы и патриоты Родины. Но наш фильм не детектив. Думаю, что это будет "документальная лента", ибо то, что сделали герои фильма Федор и Людмила - "Скворец" и "Лира", - поистине легендарно. Они работали в труднейших условиях во имя большой и благородной цели - сохранения и упрочения мира, разоблачения происков поджигателей новых войн... "
Алексей Романов, "Любовь Орлова в искусстве и в жизни"
Фильм не вышел на экраны страны. Бывший в то время министром культуры А.В. Романов в своей книге говорит о том, что фильм просто не был закончен, его не успели снять по причине смертельной болезни Любови Петровны. Однако в 1996 г. картина демонстрировалась по телевидению в совершенно законченном виде. М.А. Кушниров в своей биографической книге "Светлый путь, или Чарли и Спенсер" приводит несколько версий запрета фильма. По его мнению, две наиболее вероятных из них - 1/ фильм запретило КГБ и 2/ фильм запретила сама Орлова.
В любом случае надо признать, что запрет фильма не повредил Любови Петровне Орловой, а, скорее, спас ее имидж. Она выглядит великолепно для своих 70 лет. Однако играет она в первой серии фильма молодую женщину 30 лет, но, разумеется, выглядит для этого не совсем адекватно.
Во второй серии она играет женщину примерно 35 лет. В сцене венчания жених надевает обручальное кольцо на очень молодую руку - руку дублерши. Это невозможно не заметить. В этой же серии Любовь Петровна ездит верхом, легко вальсирует, бегом взбегает вверх по лестнице, лихо водит машину и даже применяет приемы рукопашного боя. "Такая хрупкая женщина - и такая сила", - говорит поверженный на пол противник. Так что она опять в полной мере продемонстрировала свои разнообразные сценические возможности. Она даже исполнила немецкую детскую песенку про послушную овечку.
И сам Григорий Васильевич снялся в небольшом эпизоде в роли советского генерала, который инструктировал и напутствовал героиню перед выполнением ее опасной миссии. Надо отметить, что он трижды снялся в своих собственных фильмах. В первый раз - в фильме "Волга-Волга" в роли капитана буксира, снимавшего "Севрюгу" с мели. Во второй раз - в "Русском сувенире" в роли пилота самолета, пролетающего над проспектами Москвы под звуки марша "Вперед, к коммунизму!" И, наконец, в третий раз - в "Скворце и Лире".
При всех видимых и мнимых недостатках картины, это - последний фильм великой звезды. Хотя бы поэтому он должен быть рассмотрен и оценен с особым вниманием. Роль разведчицы - одна из немногих абсолютно серьезных и даже драматических ролей Любови Орловой. Надо признать, она сыграла хорошо, убедительно, очень просто, без нажима. Если бы не ее возраст, фильм был бы воспринят советсткими зрителями с интересом и даже удовольствием. Фильмы о благородных героях - разведчиках всегда нравились зрителям, сюжет фильма достаточно интересен, действие развивается по всем законам шпионского жанра. Ну, а сейчас смотреть его вдвойне любопытно: и как памятник той эпохи, и как последнее послание замечательной женщины и актрисы.
Научным консультантом фильма был Семен Кузьмич Цвигун, Первый зам. председателя КГБ СССР, курировавший 3-е (военная контрразведка) и 5-е (борьба с идеологической диверсией) Главные управления КГБ, личный друг и протеже Л. Брежнева.
С.К. Цвигун был человеком, нечуждым творчеству и киноискусству. Под псевдонимом "Днепров" он написал несколько книг о деятельности советских спецслужб, по которым были поставлены фильмы "Мы вернёмся", "Фронт без флангов", "Фронт в тылу врага", "Фронт за линией фронта".
Помощь такого консультанта могла обеспечить относительное правдоподобие сюжета, точность деталей и, главное, беспрепятственность в получении финансирования на съемки фильма, а бюджет фильма, надо сказать, получился не очень скромным. Зарубежная командировка, "несоветские" декорации, костюмы, автомобили, весь впечатляющий антураж потребовали немалых затрат. И в итоге фильм не выпустили в прокат, соответственно, никакого возмещения расходов государство не получило.
Наконец-то, спустя более тридцати лет, стала известна истинная причина запрета этого фильма.
Фильм должен был выйти на широкий экран после просмотра в ЦК КПСС весной 1974 года. Однако именно в это время разразился "шпионский скандал" в личном окружении канцлера ФРГ Вилли Брандта.
Суть его состояла вот в чем:
Во время Второй мировой войны Вилли Брандт, сражавшийся на стороне антигитлеровской коалиции, прятался от гестапо в доме врача, который был отцом Гюнтера Гийома. В 1955 году Гийом-старший обратился "по старой дружбе" к Брандту, бывшему тогда правящим бургомистром Западного Берлина, и попросил помочь сыну бежать на Запад. Вилли согласился, и в 1956 году Гюнтер Гийом прибыл в ФРГ как политический эмигрант. Никто не догадывался, что он прошел курс разведподготовки в КГБ, имел офицерский чин в армии ГДР и был агентом штази (восточногерманская внешняя разведка).
Брандт устроил Гюнтера Гийома в аппарат Социал-демократической партии Германии (СДПГ), и он поднимался по служебной лестнице вместе со своим шефом. На сентябрьских выборах 1969 года социал-демократы завоевали в бундестаге большинство, и в октябре Брандт был избран канцлером, а Гийом стал его личным секретарем. Занимая эту должность, он получил доступ к секретным планам и документам администрации Брандта, а также к материалам НАТО.
В апреле 1974 года Гюнтера Гийома арестовали по подозрению в шпионаже. Во время ареста Гийом поверг в шок западногерманских службистов, заявив: "Я офицер национальной народной армии ГДР и сотрудник министерства государственной безопасности. Прошу уважать меня как офицера". Это вылилось в международный политический скандал, который буквально смёл Вилли Брандта с поста канцлера в мае 1974 года.
Сюжет фильма "Скворец и Лира" даже не намекал, а откровенно демонстрировал, что КГБ применяет именно такие методы работы: использование родственных и дружеских связей для внедрения своих агентов в западноевропейскую, и даже точнее - западногерманскую правящую элиту.
Тактика поведения советских органов безопасности в моменты шпионских скандалов, связанных с деятельностью спецслужб "братских стран соцлагеря", широко известна: дистанцироваться как можно дальше, быть "тише воды, ниже травы", пока скандал не утихнет. Премьера фильма такого всемирно известного режиссера, как Г.В. Александров, не могла не привлечь внимания зарубежных дипломатов и журналистов, работавших в СССР. Этот фильм не стал бы обычным, проходным явлением благодаря именам знаменитого режиссера и ведущей актрисы. Но поразительное совпадение сюжета фильма с реальными фактами было совершенно нежелательно именно в этот напряженный политический момент, поэтому его выход на экраны был абсолютно недопустим с точки зрения руководства страны.
Таким образом, версии о том, что фильм запретили из-за невысокой художественной ценности или по просьбе самой Л.П. Орловой, не имеют под собой никаких оснований. Все оказалось до гениального просто: талантливый режиссер, впервые в жизни снявший фильм-Не-Сказку, оказался слишком достоверен. И актуален, как всегда.