Боевой киносборник № 4 "Победа за нами"
Elena M
Любовь Петровна в гриме Стрелки на велосипеде развозила почту, крутила кино, исполняла куплеты из Волги-Волги, одновременно танцуя и играя на аккордеоне. Произносила пламенную патриотическую речь - призыв к женщинам страны. В общем, играла роль ведущей некоего киноконцерта.
Год | 1941 |
Студия | Мосфильм |
Режисcер | Григорий Александров |
Авторы конферанса | А. Раскин, М. Слободской, Г. Александров |
В ролях | Любовь Орлова и другие |
Боевые киносборники
Идея создания короткометражных художественных картин, объединенных в «Боевые киносборники» возникла как попытка немедля, сразу же после нападения Германии на СССР, отразить борьбу советского народа за свободу и независимость Родины. Первоначально «Боевые киносборники» состояли из 4-5 короткометражных фильмов – драматических новелл, скетчей, кинокарикатур, посвященных событиям первых дней войны. В них показывался героизм и величие защитников Родины, изобличался и высмеивался враг.
Съемки первых короткометражных художественных картин относятся к началу июля 1941 года: «Подруги, на фронт» и «Чапаев с нами» были сняты буквально за несколько дней. Немногим дольше продолжалась работа над другими короткометражками. В работе над новеллами для «Военных киносборников» участвовали такие режиссеры, как Г. Александров, Б. Барнет, С. Герасимов, В. Петров и рад других постановщиков. Сценарии для этих новелл писали Л. Леонов, Ю. Герман, Н. Эрдман, писатели-прозаики, сценаристы, театральные драматурги. В фильмах снимались любимые зрителям киноактеры – Л. Орлова, З. Федорова, Н. Крючков, Б. Чирков и д. р.
Работа над «Боевыми киносборниками» велась в Москве и в Ленинграде. Бомбардировки врага нередко останавливали работу съемочных групп. Режиссеры, актеры, операторы совмещали участие в постановках с выступлением на призывных и сборных пунктах и дежурствами на постах местной противовоздушной обороны. Некоторые из них ушли в отряд народного ополчения.
«Боевой киносборник» №1 уже в первых числах августа 1941 года демонстрировался в действующей армии и городах нашей родины. Затем с декадными интервалами были выпущены второй и третий «Боевые киносборники». Хотя в дальнейшем эту периодичность сохранить не удалось, киноработники Москвы и Ленинграда до конца 1941 года, работая в прифронтовых условиях, создали семь «Боевых киносборников». Последний из них, №7, снимался на московской киностудии «Союздетфильм» в дни наступления фашистских захватчиков на Москву.
В этом киносборнике мелькают те самые "крамольные" кадры: юбка в складочку колышется чуть выше, чем положено, и "чересчур откровенно" открываются нескромному взгляду самые стройные ножки Страны Советов. По современным меркам - чистейшая невинность. Теперь даже трудно представить, что такие невинные кадры могли заставить учащенно биться сердца мужчин.
|
|
|
|
В "Боевом киносборнике № 4" в качестве своего рода ведущей этого киноальманаха выступала почтальонша Стрелка из комедии "Волга-Волга", она же "суперстар" советского экрана актриса Любовь Орлова. Колеся на своем стареньком велосипеде, который так полюбился зрителю вместе с его хозяйкой, по приволжскому бездорожью, Стрелка теперь развозит колхозникам письма от фронтовиков, то есть действует в новых условиях войны..."
"В "Боевых киносборниках", которые делались ведущими кинорежиссерами и игрались замечательными актерами, существовали отдельные удачи, меткие реплики. Сегодня многое в них ностальгически трогает своей искренностью, молодостью. Но - увы! - мифологический кинематограф, воспевший некую идеальную страну постоянного праздника, обожаемое народом и поистине "самое важное и самое массовое" из всех искусств, соприкоснувшись с реальным трагическим началом войны, потерял очень многое, побледнел. Тем не менее - продолжал существовать. И жил на экране далее, когда производство киноальманахов, составленных из сюжетов-агиток, прекратилось.
"Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре"
"Одна семья "
Год | 1943 |
Студия | Бакинская студия |
Режисcеры | Микаил Микаилов, Рза Тахмасиб, Григорий Александров |
Сценарий | Лев Вайсенберг, Мир Джалал, Иосиф Прут |
Операторы | Али-Сэттар Атакшиев, Аскер Измайлов, Тимофей Лебешев |
Композитор | Кара Караев |
Художники | Али-Сэттар Атакшиев, Юрий Швец |
Время | 93 мин. |
Выпуск на экран | 1992 |
В ролях | Любовь Орлова, Олег Жаков, Алекпер Меликов, Казим Зия |
Фильм о героических буднях жителей Баку в годы Великой Отечественной войны. Состоит их трех новелл, объединенных общим сюжетом: фронтовик-азербайджанец, оказавшийся в отпуске, попадает в русскую семью, приветливо встретившую его. Между героем и дочерью хозяев возникает чувство (в роли героини - Л.Орлова). Рассказы, которыми обмениваются герои, составляют сюжет картины. Художественное руководство картиной осуществил Г.Александров, откомандированный в Баку (вместе с режиссером "Ленфильма" А.Г.Ивановым). Также ему принадлежит последняя новелла и общее сюжетное оформление. Документов, формулирующих причины запрета фильма, не обнаружено. Очевидно, он связан с отказом кинематографического руководства от практики Боевых киносборников (а именно боевой киносборник по своей структуре и представляет "Одна семья') на рубеже 1942-1943 (см. "Наши девушки", "Юные партизаны", "Лесные братья", "Музыкальный киносборник").
Е.Марголит, В.Шмыров "Изъятое кино". 1924-1953, М., "'Дубль-Д", 1995. Библиография: "История советского кино", т. 3, с. 219; И.Таги-заде "Кино и время", Баку, 1981, с. 127; ГФФ, 1-2-1, N1583
Отчет о фестивале архивного кино "Белые Столбы"
VI Фестиваль архивного кино в Белых Столбах оказался богат на премьеры. Сначала киноведов потрясли фильмом "Одна семья" с Любовью Орловой. Снятый в 1943 году в эвакуации в Баку, он состоит из трех новелл, ни в одной из которых Орлова не играет главной роли. Она лишь выслушивает чужие истории - о пожаре в нефтехранилище, о буре на море - но совсем не о войне. Этих двух странностей хватило для того, чтобы фильм был сочтен неактуальным и лег на полку.
В подмосковных Белых Столбах, в Госфильмофонде, крупнейшем киноархиве мира, уже в шестой раз состоялся фестиваль…Как всегда устроители предложили весьма разнообразную программу, извлекая из архивного небытия фильмы и выстраивая из них нетривиальные композиции. Тем более что тут неизменно следуют правилу показывать иногда не то что подзабытые, а фактически неизвестные картины. К примеру, 100-летний юбилей знаменитейшей актрисы Любови Орловой почтили фильмом «Одна семья», 43-го года. Его запретили — по одной из версий товарищ Сталин посчитал эту работу слишком слабой и потому грозящей непререкаемому авторитету его любимцев, товарищей Орловой и Григория Александрова (кроме него над картиной работали еще два азербайджанских режиссера).
Драматургия тут и впрямь наивняк, простодушием разит за версту. А режиссура — Голливудом («Кончился голливудский блокнот!» — так откликнулся на картину Сергей Эйзенштейн). Рассказ о том, как танкист-азербайджанец Наджар во время войны получает однодневный отпуск и проводит его в близлежащем городе. Ищет он одну семью, а попадает в другую. В ней живет симпатичная девушка Катя, которую играет 40-летняя Орлова. «Вера в исключительность собственных внешних данных и своего творческого дара», по определению авторов фестивального каталога, была у нее сокрушительной. Но что же тут плохого? Ничего. Катя тут больше в роли слушательницы, ее, собственно, не очень-то и запоминаешь, как это ни странно. Вот мать Наджара, которая на буровой посреди ревущего моря вкалывает (вместо сына), или жена водолаза, который ныряет под пылающую водную поверхность (нефть разлилась — это главный аттракцион фильма), дабы заделать отверстие, — их помнишь. А Орлову нет. Какая-то странно чужая она в этом бушующем море несчастий и бед, усиленных голливудскими фильтрами.