Любовь Орлова: сайт- портрет

Театральная история

1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр.

Любовь Орлова и Ростислав Плятт

Из истории некоторых спектаклей:

Elena M

 

 

 

Джером КилтиДжером Килти (род. 1922 г.) - американский актер и драматург. Более всего известен благодаря своей бродвейской пьесе «Милый лжец: комедия в письмах», основанной на корреспонденции британского драматурга Джорджа Бернарда Шоу и актрисы миссис Патрик Кэмпбелл.

Кстати сказать, большинство произведений Килти создано в «эпистолярном жанре»: они составлены либо из реальной переписки реальных людей («Милый лжец», «Милый возлюбленный»), либо из якобы написанных писем реальных исторических личностей («Мартовские Иды»).

Сам Джером Килти активно выступал как актер. Вместе со своей женой актрисой Кэвэдой Хэмфри в течение многих лет, начиная с 1964 года, гастролировал по миру со спектаклем «Милый лжец».

 

Эльза ТриолеПьер Брассер и Мария Казарес, 1962 годВ декабре 1960 года Эльза Триоле, французская писательница, супруга Луи Арагона и сестра Лилии Брик, поздравила Любовь Орлову с наступающим 1961 годом и кстати обратила ее внимание на пьесу Джерома Килти «Милый лжец».

Пьеса была написана в 1957 году и впервые поставлена на Бродвее. Жан Кокто перевел пьесу на французский язык, и пьеса успешно шла в парижском театре «Athene» в исполнении замечательных французских актеров Пьера Брассера и Марии Казарес. Э. Триоле предложила перевести пьесу на русский язык специально для Л. Орловой, если это заинтересует актрису.

 

Эльза Триоле, Любовь Орлова, Григорий Александров и Ростислав ПляттЛюбовь Орлова и Эльза ТриолеПока Министерство культуры заказало перевод пьесы, пока Э. Триоле ее перевела, пока Ю. Завадский решился осуществить постановку в театре Моссовета, прошло три года. Пьесу (в переводе Е. Голышевой и Б. Изакова) поставили в нескольких театрах прежде, чем она была поставлена в театре Моссовета с Л.П. Орловой, собственно для которой и по инициативе которой вся эта «эпопея» с переводом и постановкой была затеяна.

 

В Ленинградском театре комедии (премьера - 1961 год) играли Елена Юнгер и Лев Колесов, во МХАТе (премьера - 1962 год) - Ангелина Степанова и Анатолий Кторов, в театре им. Моссовета (премьера - 1963 год) - Любовь Орлова и Ростислав Плятт (после ухода из жизни первого исполнителя - Михаила Романова).

Елена Юнгер и Лев КолесовАнгелина Степанова и Анатолий Кторов

 

 

 

 

 

 

Любовь Орлова и Ростислав Плятт Любовь Орлова и Ростислав Плятт Любовь Орлова и Ростислав Плятт

 

 

 

 

 

Конкуренция между исполнителями была довольно сильной. Особенно если принять во внимание, что Московский художественный академический театр (МХАТ) был Театром номер один в СССР. Созданный великими К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, этот театр собрал под своей крышей лучших актеров и актрис страны. На его сцене блистали такие Примадонны, Легенды русского театра как Алла Тарасова и Ангелина Степанова, Клавдия Еланская и Ольга Андровская.

Вот что пишет в своих воспоминаниях об отношении к театру в 1930-1940-е годы театровед, доктор искусствоведения Е.И. Полякова:

«... Привычны были ночные очереди в Проезде Художественного театра накануне продажи билетов..... Занимали очередь, когда актеры расходились после вечернего спектакля, провожали взглядами знакомые силуэты и снова видели их утром, до начала репетиции.

... Когда по лестнице поднималась Тарасова, в очереди проносилось: «Алла Константиновна». Ее все знали по киноролям, как Любовь Орлову и Зою Федорову.... Но кино, при всей его общедоступности, было для Тарасовой, как и для всех, принадлежавших «второму поколению» МХАТ, лишь отсветом славы театральной. Все они прежде всего принадлежали своему МХАТу, тому «театру живого человека», который так последовательно утверждали его основатели. Персонажи, созданные этими актерами, воплощали замысел автора, сливались с образом спектакля, существовали на сцене, как живые люди, всякий раз неповторимые. Ради встречи с ними и стояли нескончаемые очереди в Проезде Художественного театра...»

А вот цитата из воспоминаний художника Е.Ю. Морозовой, хорошей знакомой Аллы Тарасовой:

«26 октября 1963 года. ... Алла Константиновна говорит: .... Вот «Милый лжец» в Моссовете. Обязательно пойду. Плятт - это интересно..»

По одной короткой фразе легко угадывается отношение: Ростислав Плятт – театральный актер, а Любовь Орлова - «пришелица» из мира кино, из «другого» мира, менее «уважаемого» и менее заслуживающего внимания корифеев театра.

Нелегко киноактеру заслужить признание служителей Мельпомены. У их древнего искусства несколько тысяч лет назад появилась своя Муза, а «молодое, да раннее» искусство кино вообще никакой небесной покровительницы не имеет, что само по себе весьма символично.

 

********************

Цитата из письма Стеллы Патрик Кэмпбелл:

«... Если Вы поцелуете меня, а Вы можете поцеловать меня, только если я скажу: «Поцелуйте меня», а я никогда не скажу «Поцелуйте меня», потому что я – почтенная вдова, и я бы не позволила ни одному мужчине поцеловать меня, пока не была бы уверена в обручальном кольце».

********************

Стелла и Пигмалион

Автор: Мария ЗАЛЮБОВСКАЯ
http://www.zn.ua/3000/3760/8080/

Стелла Патрик КемпбеллБернард Шоу и Стелла Патрик Кемпбелл. Знаменитый писатель – и не уступающая ему в популярности английская актриса. Обворожительная умница, дочь англичанина и пленительной красавицы-итальянки из знатного, но обедневшего рода графа Романини. Создатель великодушно подарил ей слишком много: прекрасное лицо с лебединым изгибом шеи, манящий блеск черных больших глаз, голос глубокого, волнующего тембра, струящийся поток блестящих волос. Она получила полной мерой талант, известность, богатство, обожание... Но все прошло, и блистательная жизнь завершилась трагическим финалом. Миссис Кэмпбелл скончалась на юге Франции, забытая всеми. Ее приятельница-англичанка обнаружила под кроватью Кэмпбелл старую шляпную коробку, в которой хранилось бесценное богатство: переписка с Бернардом Шоу.

Сорок лет два блестящих ума делились самым сокровенным: горестными раздумьями о времени, лирическими признаниями. На основе книги писем Бернарда Шоу и Стеллы Кэмпбелл американский драматург Джером Килти создал пьесу «Милый лжец». И Стелла Кэмпбелл, радуясь и тоскуя, иронизируя и смеясь, обрела бессмертие.

Эта переписка оказалась истинно художественным произведением. Письма Шоу и Кэмпбелл - умные и тонкие документы эпохи, и время – третий герой этой прославленной переписки. Пьеса «Милый лжец» с неизменным успехом шла на сценах театров многих стран. У нас – с Любовью Орловой и Ростиславом Пляттом, Ангелиной Степановой и Анатолием Кторовым.

Стелла Патрик КэмпбеллДжордж Бернард ШоуШоу и Кэмпбелл долго присматривались друг к другу. И только через четверть века после первого знакомства, когда была написана самая популярная пьеса «Пигмалион», Шоу твердо решил, что уличную цветочницу будет играть только Стелла Кэмпбелл. Ему было 56, но он, как юноша, взбежал по лестнице ее богатого дома, чтобы лично прочитать пьесу знаменитой актрисе и уговорить ее сыграть Элизу Дулиттл. Однако Стелле – 47 и она уже не очень стройна и подвижна. А вокруг столько молоденьких способных актрис... Но Шоу твердо знал: она его понимает как никто. Только она сумеет передать весь трагизм обстоятельств жизни и судьбы дочери мусорщика, которая, подучившись правильной английской речи и приемам светского этикета, запросто сходит за знатную даму, леди из высшего общества, сумеет донести мысль о том, что задатки духовного совершенства и красоты заложены в каждом. Автор хотел заставить современников задуматься над судьбой миллионов Элиз и попробовать изменить их жизнь.

Разбитная, наивная в своем жизнелюбии Элиза стала полным триумфом актрисы. С «Пигмалиона» началась великая дружба и влюбленность. Но главное, Кэмпбелл, как свою, приняла боль драматурга, в великом насмешнике увидела романтика. Она почувствовала родственную душу и доверила ему тайны своего сердца.

К тому времени Стелла уже давно привыкла быть одна. В семнадцать лет она безрассудно влюбилась в Патрика Кэмпбелла, всего на три года старше ее, и к двадцати годам была уже матерью двоих детей. Муж уехал на заработки в Австралию, но вместо денег от него поступали жалобы на неудачи. Не стал на ноги и в Африке. Содержать себя, детей и мужа пришлось ей. В англо-бурской войне Патрик погиб. Умерла, оставив печаль в сердце, ее первая, в сущности, единственная любовь, а на плечи легла вся ответственность за будущее семьи.

В первой мировой войне погиб любимый сын. Через четырнадцать лет вдовства она вступает во второй брак, еще более неудачный. Джорж Уэст моложе Стеллы на десять лет. Первая его жена была матерью Уинстона Черчилля и на двадцать лет старше. Из подозрительных финансовых авантюр Уэст выпутывался благодаря женам. Вскоре обожатель таланта знаменитой актриcы превратился в опытного мота. Они расстались.

Джордж Бернард Шоу, 1934 годЕдинственным верным другом в годы быстрого заката популярности Стеллы Кэмпбелл стал Шоу, «ирландский лжец и лицедей», как сам называл себя в письмах. Уже продан богатый лондонский дом, началось бродяжничество по свету: Америка, Франция. Пришла нужда, болезни. Жила Стелла в самых дешевых пансионах. Шоу много раз предлагал свою помощь. Но Кэмпбелл отвергла ее раз и навсегда – слишком была горда. И тогда писатель собрал свои и ее письма, запаковал их в огромные конверты и отослал ей в Америку. Издать их можно было только после смерти обоих, а также после смерти жены Шоу. Он так решил, но оставлял Стелле право уже сейчас продать все письма издателю. То, что было их жизнью и счастьем, предметом споров и ссор, огорчений и радостей, должно было превратиться в источник существования Кэмпбелл в последние годы. «Крайне преклонный возраст – 81 – вынудил меня заняться разбором моих бумаг. И обнаружил, что я сберег все ваши письма, несмотря на мое правило не хранить ничего, кроме необходимых деловых бумаг. Да они просто не горели бы в огне», – так написал Шоу актрисе.

Это было спасение от нищеты. Не напрасно и она когда-то ему написала: «Мне казалось, что великую битву за жизнь мы ведем в молодости; ничего подобного: когда мы стареем и наш труд никому не нужен, вот когда битва за жизнь кипит со всей силой».

С помощью своего великого друга Стелла Кэмпбелл ушла в бессмертие. В «Милом лжеце» не изменена ни единая строка, сделаны лишь небольшие сокращения легендарной переписки – документа истинно прекрасной человеческой дружбы-любви. Отвергнутая и забытая обществом, после 9 апреля 1940 года (дня кончины), она снова заговорила со сцен лучших театров мира. Разве это трагический финал?

1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр.

Об авторах / Contact Us / English Version ©2006-2011 Elena M Site Meter

Используются технологии uCoz