Любовь Орлова: сайт- портрет

Первые шаги

Детство и юность

Elena M

Любовь Орлова родилась 16/29 января 1902 г. в подмосковной усадьбе недалеко от Звенигорода в дворянской семье. Отец будущей советской кинозвезды – Петр Федорович Орлов – служил в военном ведомстве. Мать – Евгения Николаевна Сухотина – происходила из старинного дворянского рода.

Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и в семилетнем возрасте отдали ее в музыкальную школу, хотя первые уроки музыкальной грамоты преподала ей её матушка.

 


Учеба и работа в 1910-1933 гг.

1910-1917 гг. – учеба в женской гимназии Кириены Константиновны Алелековой по ул. Большая Никитская, д. 46. После революции до 1976 г. в здании размещалась школа № 48. После 1976 г. - офисное здание.

Родная сестра М.А. Булгакова, Надежда Афанасьевна Булгакова-Земская, в 1920-х годах была директором этой школы. На фото - К.К. Алелекова со старшей дочерью Н.А. Булгаковой-Земской, Ольгой (1923-1953), во дворе школы.

Программа занятий была обычной для женских гимназий: русский язык, словесность, естественная история, география, история, педагогика, психология, математика, физика, французский, немецкий языки, рисование. Кроме обязательных предметов, девочек обучали танцам, пению, рукоделию.

Выпускницы женских гимназий имели возможность после семи лет обучения получить специальность учительницы начальной школы. Женские гимназии присваивали своим ученицам, окончившим основной курс (7 лет) и 8-й дополнительный класс и награждённым золотой или серебряной медалью, звание домашней наставницы, не имеющим медалей, — домашней учительницы. Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена.

Любочке Орловой не очень давались точные науки, училась она не блестяще и гимназию окончила без медали.

Фотографии К.К. Алелековой и здания гимназии, а также дополнительная информация по персоналиям любезно предоставлены Е.Е. Пажитновым, сотрудником музея М.А. Булгакова, за что ему - особая признательность.

Полезные ссылки: Женские гимназии

 

Бывшее здание женской гимназии К.К. Алелековой: современный вид с улицы и со двора

 

Фото любезно предоставлены Е.Е. Пажитновым, сотрудником музея М.А. Булгакова.

 

 

1919-1922 гг. – учеба в Московской консерватории по классу рояля. Педагог - Карл Августович Кипп. По причине трудного материального положения учеба в консерватории не была окончена.

 

 

1922-1925 гг. – учеба в театральной студии Франчески Беаты (первоначально - частная студия, с 1924 г. – класс хореографического отделения Театрального техникума имени А.В. Луначарского).

До революции элитарную публику привлекали танцы босоножек. Они получили распространение в России после неоднократных гастролей Айседоры Дункан (впервые в 1904). Ее реформа танцевальной пластики, сценического костюма, использование классической музыки нашли (особенно в Москве) немало приверженцев.

Серьезный интерес вызывала ритмическая теория Э.-Ж. Далькроза (в Петербурге и Москве начали работать курсы ритмической гимнастики). В Мюнхене и Дрездене у него прошла курс занятий Франческа Беата, также открывшая в 1909 в Москве свою школу. Выступала сама, как босоножка, с симфоническим оркестром в клубах, гастролировала по стране.

 

 

 

 

 

 

 

1922-1925 гг. – уроки актерского мастерства у педагога Елизаветы Сергеевны Телешевой (1892-1943), режиссера Художественного театра. Е.С. Телешева долгие годы была близким другом С.М. Эйзенштейна.

Полезные ссылки:

Телешева Елизавета Сергеевна

Человеческий голос, или «Последняя жертва». Письма Е.С.Телешевой С.М.Эйзенштейну. 1941–1942 гг.

Фото любезно предоставлено Е.Е. Пажитновым, сотрудником музея М.А. Булгакова.

 

 

 

1920-1926 гг. – работа тапером (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах г. Москвы: Унион (позднее – кинотеатр повторного фильма), Арс, Великий Немой, Орфеум. Концертные выступления перед киносеансами в кинотеатре Арс. Частное преподавание - танцевальные уроки нэпманам.

1926-1933 гг. – хористка, затем актриса Музыкального театра (первоначально – Музыкальной студии при МХТ) под руководством директора и режиссера народного артиста республики В.И. Немировича-Данченко.

в 1919 в Москве В. И. Немировичем-Данченко была основана музыкальная студия МХТа; с 1926 – музыкальный театр. В основу работы театра были положены творческие принципы МХАТа. Поставив своей задачей реалистическое раскрытие содержания оперных произведений, Немирович-Данченко широко и последовательно применял новые методы режиссуры, уделял большое внимание воспитанию актера, в равной мере владеющего вокальным и сценическим мастерством; театр занимался переработкой и созданием новых либретто классических опер, оперетт и советских опер. Здесь ставились произведения различных жанров: классические оперетты, трактованные как комические оперы («Дочь мадам Анго» Ш. Лекока, 1920; «Перикола», 1922, и «Прекрасная Елена», 1937, Ж. Оффенбаха; «Корневильские колокола» Р. Планкета, 1932), комедии на музыке («Лисистрата» Аристофана, 1923), оперы («Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, 1932; «Травиата», 1934, Д. Верди; «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, 1934).

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко: современный вид

Фото любезно предоставлены Е.Е. Пажитновым, сотрудником музея М.А. Булгакова.

После окончания театрального техникума в 1926 году, Л.П. Орлова была принята хористкой в Музыкальный театр под руководством В. И. Немировича-Данченко на ул. Большой Дмитровке, № 17 (Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Режиссер и педагог Ксения Ивановна Котлубай (Шпетальская) (23.10. 1890 - 29.05.1931) преподавала молодым артистам театра-студии сценическое мастерство, и Любовь Петровна всегда с благодарностью вспоминала ее уроки.

Уже работая в театре, Любовь Орлова не прекращала занятий с педагогами, продолжая совершенствовать и развивать различные грани своего актерского дарования. Она занималась вокалом с педагогами Е.Г. Терьян, М.Л. Львовым, К.А. Кандауровой. Занятия с К.А. Кандауровой принесли наибольшую пользу Любови Петровне, поскольку она приобрела полезные навыки "распевания", подготовки голоса к выступлению. Эти навыки в течение всей ее жизни помогали ей выдерживать колоссальные нагрузки, когда ей приходилось, например, давать несколько концертов подряд.

Будучи артисткой хора и кордебалета, Л. Орлова была занята в основном в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях музыкальный и драматический талант ее многим бросался в глаза. В 1932 году роль Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой.

 

Основные роли в Музыкальном театре под руководством В.И. Немировича-Данченко:

  • Герсилья в оперетте Шарля Лекокка «Дочь мадам Анго» (роль в эпизоде).
  • Бабетта в оперетте Шарля Лекокка «Дочь мадам Анго» (роль в эпизоде).
  • Перикола в оперетте Жака Оффенбаха «Перикола» (заглавная роль).
  • Жоржета в оперетте Жака Ибера(?) по пьесе Эжена Лабиша «Соломенная шляпка» (роль второго плана).
  • Серполетта в оперетте Роберта Планкета «Корневильские колокола» (главная роль).

*************************

Исторические премьеры Музыкального театра:


1920

16 МАЯ

Ш. Лекок «ДОЧЬ АНГО»
Премьера состоялась на сцене МХТ.
Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко.
Режиссер – В. В. Лужский. Дирижер – В. Р. Бакалейников. Художник – М. П. Гортынская. Клеретта Анго – К. Ф. Невяровская, В. В. Барсова, Н. Ф. Кемарская, Н. В. Коренева, Г. Н. Горшунова; Ланж – О. В. Бакланова, Л. С. Белякова, Е. В. Абамелик, Н. А. Остроумова, В. К. Ля-Туш; Анж Питу – А. Н. Веселовский, Н. Н. Озеров, В. Я. Панферов, А. И. Алексеев; Лариводьер – В. А. Лосский, Н. П. Кудрявцев, Л. В. Баратов, Н. А. Знаменский; Помпонэ – В. А. Щавинский, И. С. Ягодкин, С. В. Образцов, Б. В. Белостоцкий, И. В. Звигунов.

«ДОЧЬ АНГО» стала своеобразной «Чайкой» Музыкальной студии МХТ.

14 ИЮЛЯ

Ж. Оффенбах «ПЕРИКОЛА»
Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко. Режиссер – В. В. Лужский. Дирижер – М. Б. Шеппер. Художник – П. П. Кончаловский. Перикола – О. В. Бакланова, Н. А. Остроумова, Л. П. Орлова; Пикильо – И. С. Ягодкин, Б. В. Белостоцкий; Вице-король – В. В. Лужский, В. А. Лосский, Д. В. Камерницкий; Дон-Педро де Хинойоза – Л. В. Баратов, А. А. Рошет; Терапот – С. В. Образцов, С. Ф. Федоров.

«В годы вынужденного застоя Художественного театра опыт с Музыкальной студией дал театру нужную поддержку, и МХТ мог под защитой еще слабой и неокрепшей Студии сохранить свои ряды, чтобы в дальнейшем их перестроить. Оба спектакля встретили горячий прием зрителя. «Анго» гремела в Москве. Зрительный зал встречал оперетту веселым смехом и настороженным вниманием. Опереточный штамп был разрушен, и нелегкая задача создания живых людей в музыкальной комедии достигнута. Образы «Анго» были освобождены от столетних рутинных приемов. Старый жанр, прежде целиком рассчитанный на «игру на зрителя», был показан с неожиданной свежестью».
П. А. Марков

1924

4 ИЮНЯ

«КАРМЕН» («КАРМЕНСИТА И СОЛДАТ»)
Трагедия по сюжету П. Мериме. Текст К. А. Липскерова. Музыка оперы Ж. Бизе «Кармен».
Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко. Режиссеры: Вл. И. Немирович-Данченко, Л. В. Баратов, К. И. Котлубай. Художник – И. М. Рабинович. Карменсита – О. В. Бакланова, Е. В. Абамелик, Н. А. Остроумова; Хосэ – С. М. Остроумов, Н. Е. Пермяков; Лукас – П. С. Саратовский, М. С. Сперанский.

«Немирович-Данченко в своем спектакле, во-первых, боролся со штампованным представлением об оперном театре вообще, во-вторых, со штампованным представлением о Бизе».
П. А. Марков

1927

 21 МАРТА

«СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА»
Комедия Э. Лабиша. Музыка И. О. Дунаевского*.
Постановка Л. В. Баратова. Дирижер – О. М. Брон. Художник – А. Д. Гончаров. Фадинар – И. С. Ягодкин; Элен – М. А. Грубэ; Нонанкур – Д. В. Камерницкий, Л. В. Баратов;  Жоржетта – Н. А. Остроумова, Л. П. Орлова; Виконт д’Альбороза – С. В. Образцов, Д. М. Каплунский.

* Официально известен факт, что И.О. Дунаевский создал музыку к оперетте "Соломенная шляпка" в 1938 году. В 1927 году, следовательно, этой музыки еще не существовало.

1932

19 НОЯБРЯ

Р. Планкет «КОРНЕВИЛЬСКИЕ КОЛОКОЛА»
Музыкальная редакция композитора А. В. Мосолова. Текст В. Г. Зака и В. М. Инбер. Сюжет – М. П. Гальперин.
Постановка Б. А. Мордвинова. Режиссеры: Д. В. Камерницкий, В. Я. Станицын. Дирижер – Г. А. Столяров. Художник – В. М. Эрбштейн. Постановка танцев – А. А. Румнев. Фехтование – Э. Е. Понс. Жан-Батист Вильер – С. М. Остроумов, П. С. Саратовский; Серполетта – Н. Ф. Кемарская, Л. П. Орлова; Аббат – В. А. Канделаки, Е. В. Коренев; Жермен – А. П. Тулубьева, А. Е. Кузнецова.

Полезные ссылки:

МОСКОВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР: Хроника 1919-2006 гг.

*************************

Самыми успешными и любимыми ролями Любови Орловой были Перикола и Серполетта. Перикола была ее первой крупной ролью, а судьба Серполетты - актрисы-графини - в чем-то перекликалась с судьбой самой Орловой. Далее можно скачать записи арий Периколы и Серполетты в исполнении других актрис (к сожалению, качество записей не самое лучшее).

  • Ария Периколы (3,54 Mb) из оперетты «Перикола» - Скачать здесь.
  • Ария Серполетты (1,7 Mb) из оперетты «Корневильские колокола» - Скачать здесь.

1926-1930 гг. – брак с Андреем Гаспаровичем Берзиным (1893-1947/8 гг.), заместителем Наркома земледелия А. Чаянова. В 1930 г. А.Г. Берзин арестован по делу Трудовой крестьянской партии. Приговорен к трехлетней ссылке. В 1938 г. повторно арестован и заключен в ГУЛАГ на 8 лет.

1932-1933 гг. – гражданский брак с Францем, австрийским/немецким предпринимателем/ импрессарио. Точных сведений о нем нет.

Полезные ссылки:

Андрей Гаспарович Берзин

Любовь Орлова и Михаил Немирович-Данченко

В роли Серполетты в оперетте "Корневилльские колокола" Р. Планкета

В роли Серполетты в оперетте "Корневилльские колокола" Р. Планкета

Любовь Орлова и Михаил Немирович-Данченко

Юная Любочка Орлова

Юная Любочка Орлова
Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M

Используются технологии uCoz