Любовь Орлова: сайт- портрет

Любовь Орлова

О музыке, эстраде и судьбе

Elena M

Итак, советская песенная эстрада была сферой высокопрофессиональной и, следовательно, высоко конкурентной. Найти в ней свое место, завоевать и удержать любовь поклонников было делом нелегким. Надо признать, что у Любови Петровны Орловой все это успешно получалось, в отличие от драматического театра, где ей не очень-то удавалось завоевать признание и восхищение публики.

 

************

Мария Каллас - ТравиатаВеличайшая певица всех времен и народов Мария Калласс не обладала идеальным голосом. Один критик, весьма авторитетный и искушенный, как-то в разговоре с ее друзьями высказал свои претензии: «Ее исполнение – это совсем не классическое бельканто, когда Вы можете закрыть глаза и наслаждаться великолепной кантиленой». Сторонники Калласс возразили: «А вы попробуйте – закройте глаза и послушайте». На что уважаемый критик эмоционально воскликнул: «Да разве можно закрыть глаза, когда эта женщина на сцене?!»

Секрет феноменального успеха Калласс заключался не только в изумительном, необычном голосе, но и в таланте драматической актрисы. В отличие от подавляющего большинства оперных певиц, она не только пела, но и играла свои партии, как профессиональная актриса. Недаром ее называли «Шаляпиным в юбке». Как и он, Мария Калласс с помощью своего артистического дара умела компенсировать небольшие изъяны вокала.

 

************

Из книги М.А. Кушнирова «Светлый путь, или Чарли и Спенсер»:

«Она пела классику… и, по мнению многих, так необычно, так по-своему, что выходило интереснее, чем у иных певиц высочайшего класса. За счет чувства формы, настроения, ощущения «своего» в данной вещи. В целом подобное называется умением создать образ… Искусство это, как правило, расходится с каноническим понятием о классе, о мастерстве, о природном даровании. Оно вдохновляется, скорее, характером исполнителя, его чутьем, склонностью к самовыражению – особого рода уважением к своим достоинствам. Для Орловой голос был только одной из форм выражения ее индивидуальности. Только подспорьем успеха – далеко не решающим».

«Как же все-таки она исполняла? Очень просто. Очень легко. Без той решительности и монументальности, которая отличает исполнение классных певиц, но с той музыкальной теплотой и гибкостью, которая …присуща лучшим камерным исполнителям».

************

Сибирь. Тюрьма.

Варвара Комарова: поет и накрывает на стол в сопровождении хора студентов. Все усаживаются за стол.
Гомер Джонс (с радостной догадкой): Вы – певица!
Варвара Комарова (испуганно отстраняясь): Что Вы! У меня нет голоса!
Гомер Джонс (передразнивая мимику классических певцов): А по-моему, песня только проигрывает, если ее петь поставленным голосом.

”Русский сувенир“, автор сценария Г.В. Александров
Гомер Джонс – Павел Кадочников
Варвара Комарова - Любовь Орлова

 

Любовь ОрловаЧто имела Любовь Орлова в своем «эстрадном» активе?

1. От природы не очень сильный голос.

Если бы у нее были блестящие вокальные данные, то, скорее всего, она поступила бы в консерваторию не по классу фортепиано, а на вокальное отделение. Но ее певческие данные были довольно скромными, и она сама это вполне осознавала. Она не записала ни одной пластинки, потому что понимала: ее нужно не просто слушать, но обязательно видеть, воспринимать, как одно гармоничное целое, ее пленительный внешний облик и ее неповторимый, такой узнаваемый голос.

2. Отсутствие серьезной академической подготовки, что называется, «школы».

Она сменила несколько учителей. Неудачные занятия сорвали ей голос. Ей пришлось перенести операцию на связках и залечивать, восстанавливать голос. (Когда в 1950-х годах актриса театра им. Моссовета Ия Саввина потеряла голос, то Любовь Петровна отвела ее к лучшему специалисту в этой сфере, «гениальному» врачу-фониатору Павлу Антоновичу Демидову. Вероятно, именно этот врач оказался спасителем и для самой Л.П. Орловой в далекие годы ее первых неудачных певческих опытов). Голос ее восстановился, она нашла хорошего педагога, К.А. Кандаурову, которая многому ее научила. Она получила право петь ведущие партии в нескольких постановках Музыкального театра. Это, безусловно, было ее огромным личным достижением.

И все же она не могла конкурировать с настоящими профессиональными певицами в исполнении классики. А парадокс заключался в том, что по своему воспитанию, образованию, вкусам, душевному строю Любовь Петровна более всего тяготела именно к классике. Она предпочла бы петь известную классику, но с учетом своих вокальных данных не могла себе этого позволить.

3. Несомненно яркая артистическая индивидуальность.

У нее был особенный лицедейский талант, позволявший ей обыгрывать каждое произведение; не просто петь, а именно исполнять, играть его. Можно сказать, что она была прирожденной звездой оперетт, мюзиклов, то есть сценических представлений, сочетающих музыку и слово, вокал и танец.

Первоначально часть номеров она подавала в театрализованной форме, используя ряд аксессуаров: перчатки, веер, цилиндр, плащ, цветы, тросточку… Затем она отказалась от этих внешних атрибутов театральности, но продолжала скрупулезно отрабатывать хореографические решения для раскрытия сюжетной линии исполняемого произведения. Из классики исполняла только харáктерные произведения, требующие непременного приложения значительных актерских усилий вдобавок к вокальному мастерству.

Вынужденная постоянно искать компромисс между своими вкусами, с одной стороны, своими возможностями, с другой стороны, и запросами публики, с третьей стороны, Л.П. Орлова очень тщательно подбирала свой репертуар, иногда экспериментировала. Просила сестер-хореографов Наталью Глан и Галину Шаховскую помочь ей готовить номера, в которых соединялись танец и пение (это было очень модно в ту пору). В 1927-1933 годах по части репертуара обращалась за помощью к Константину Липскерову, автору либретто оперы "Карменсита и солдат" (по новелле П. Мериме, на музыку Ж. Бизе). Эта опера с 1924 г. шла в Музыкальном театре, и Любовь Петровна была задействована в этой постановке в составе хора.

ТангоБыло у нее и стремление попробовать что-то необычное, супер-современное, например, она искала себя в эксцентрике, в модных танцах. Молодой солист Музыкального театра им. Немировича-Данченко Владимир Канделаки, подружившись с Л.П. Орловой, подготовил для совместных концертов в начале 1930-х годов танцевальный номер. Из шикарного лимузина, который выкатывался на сцену, выходил кавалер (Канделаки) в строгом черном фраке и открывал дверцу очаровательной юной даме в бальном платье (Орлова). Звучало томное танго, и молодые люди танцевали абсолютно синхронно, напоминая заводных кукол, сохраняя каменные лица. Чем непроницаемее были их лица, тем заразительнее смеялись в зале. Номер, вполне в духе времени, должен был высмеивать «мещанскую» культуру. Попадание в образ было тем более точным, что оба партнера обладали не только природным шармом и грацией, но и этакой светской, абсолютно несоветской, рафинированностью. В 1930-м году ей было 28, ему - 22.

 

************

Записей ее концертных выступлений почти не осталось. То немногое, что осталось, позволяет предположить, что ее исполнительскую манеру можно было бы сравнить, при всей их личностной несхожести, с манерой К.И Шульженко. Каждая песня – театральная миниатюра, мини-спектакль, с яркими характерами героев, завязкой, перипетиями сюжета и развязкой. Работа над каждым произведением – поэлементное выстраивание хореографического рисунка, филигранное оттачивание каждого жеста, шага, интонации, выражения лица, вдумчивое вживание в образ. Можно предположить, что Л.П. Орловой это давалось намного легче, поскольку в ее активе было еще и профессиональное образование – хореографическая студия, а также сценический опыт, приобретенный в Музыкальном театре.

«Номер на пушке», «Журчат ручьи» – танец (чечетка!) и вокал, «два в одном», исполняемые одинаково профессионально – это ее «конёк», гарантия ее успеха. ТАК не мог почти никто. Пожалуй, даже вообще никто, кроме нее. Ее уникальное место на эстраде образовалось, как это порой бывает, на стыке нескольких обстоятельств. Она получила специальное образование не для песенной, а для танцевальной эстрады, что помогало ей создавать динамические сценические образы для своих концертных миниатюр. Она выбирала классический репертуар, но ее исполнение не было академичным, в нем было больше театральности, театрального действа, чем в традиционном исполнении этих произведений классическими певицами. Она стала популярнейшей киноактрисой, что обеспечило ей спрос и восторженный прием зрительской аудитории. А ее яркая исполнительская индивидуальность, отшлифованная заранее и постоянно ею поддерживаемая, помогла ей не разочаровать своих многочисленных поклонников уже после того, как она стала знаменитой. И если, по воспоминаниям, ее театральные работы принимались зрителями довольно спокойно, даже прохладно, то на ее концертах вплоть до конца 1960-х гг. зрители отбивали ладоши, восторженно кричали «браво» и уходили с концертов абсолютно счастливыми и благодарными за возможность еще раз встретиться с любимой актрисой.

************

Единственные сведения о ее раннем репертуаре приводит М.А. Кушниров в своей книге. Ему повезло: он был знаком с самым компетентным по части концертной деятельности Л.П. Орловой человеком - ее аккомпаниатором Л.Н. Мироновым. Именно от него и получил Кушниров информацию о тех произведениях, которые звучали в концертах Л.П. Орловой.

В ранних своих концертных программах, по словам М.А. Кушнирова, она пела народные или стилизованные песни: негритянскую колыбельную, испанскую (Aй-ай-ай) и бразильскую песни.

************

Владимир Канделаки поет Колыбельную в фильме “Цирк”Любовь Орлова поет Колыбельную в фильме “Цирк”

 

 

 

 

 

 

Негритянская колыбельная - это песня из репертуара Пола Робсона «Спи, мой бэби» (Oh, My Baby, My Curly-headed Baby...) композитора Джорджа Клутзама. Из советских исполнителей на грампластинки ее записали Михаил Александрович (текст А. Безыменского, близкий к оригиналу) и Джаз-гол п/у Владимира Канделаки (шуточный текст, возможно, самого В. Канделаки). Какой вариант пела Л.П. Орлова? Может, она пела на английском? Трудно сказать. (Кстати, в репертуаре К.И. Шульженко тоже была Негритянская колыбыльная, сочиненная российскими авторами М.Портовым и М.Фрадкиным).

Здесь можно скачать эту Колыбельную (4,44 Мb) в исполнении Грейс Мур (1935 год).

Вариант М. Александровича

Спи, мой бэби,
О, мой кудрявый бэби.
Усни скорей, а я тебе
Про горе пропою.
Спи, мой бэби,
Мой кроткий черный бэби,
Отец и мать в чужих полях
Сжигают кровь свою.

Со-лула-лула-лула-лула, бай-бай.
Играют звезды в небе,
Огни бегут толпой,
Усни же, мальчик мой.
Со-лула-лула-лула-лула, бай-бай.
От этой ручки слабой
Умрут, быть может, ложь и зло,
Со-лула-лула-лула-лула, бай.

Вариант В. Канделаки

Спи, мой плакса,
Мой черненький, как вакса,
Ведь на дворе уже давно,
Как в животе, темно.
Спи, мой босый,
Ведь ты такой курносый,
Что видят в небе всю красу
Две дырочки в носу.

Спи, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, ой, бай.
Пусть тебе приснится рай,
Полон ласковых горилл,
И нежный крокодил.
Пусть во сне с тобой затеют игры
Бегемоты, львы и тигры.
И с ними в жмурки ты играй,
Спи, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, баю, бай.

Записи этой Колыбельной в исполнении М. Александровича и Джаз-гола В. Канделаки можно скачать на сайте Красная книга российской эстрады.

************

Испанская песня - это, скорее всего, написанная в 1915 году мексиканским композитором Османом Пересом Фрейре песня, которая так и называлась "Ай-ай-ай". Вероятно, Л.П. Орлова исполняла какой-то русскоязычный вариант этой песни. Хотя, возможно, она пела на испанском (текст довольно несложный). В Советском Союзе на продававшихся патефонных пластинках эта песня звучала в исполнении Марио Ланца.

¡Аy ay ay!
Osmán Pérez Freire


Si alguna vez en tu pecho, ¡ay ay ay!
mi cariño no lo abrigas,
engáñalo como un niño, ¡ay ay ay!
pero nunca se lo digas....

************

Что касается бразильской песни, то идентифицировать ее труднее всего. За весь ХХ век, вплоть до появления на российском ТВ бразильских сериалов, российским любителям музыки были знакомы не более десятка бразильских песен и композиций. Тем более трудно сказать, какие произведения могли быть известны российской публике в 1920-1930-х годах. В этот период в России могли быть известны записи группы Os Batutas, которая исполняла песни и мелодии Бразилии. Самыми известными были «Tico-tico no fubá» (инструментальная композиция) композитора Жекинья де Абреу ( 1916 г.), песня «Carinhoso» ( 1922 г.) и вальс «Rosa» ( 1917 г.) композитора Альфредо Пишингиньи в исполнении певца Орландо Сильвы.

1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница


Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M

Используются технологии uCoz