Любовь Орлова: сайт- портрет

Любовь Орлова - Перикола

О музыке, эстраде и судьбе

Elena M

По свидетельству М.А. Кушнирова, из классики в своих концертах она пела романсы на музыку Михаила Глинки, Петра Чайковского, Александра Даргомыжского и Сергея Рахманинова, сатиры Александра Даргомыжского на стихи Пьера-Жана Беранже, вокальный цикл «Детская» Модеста Мусоргского, романсы из цикла «Война» композитора Виктора Белого, арии из оперетт «Перикола» Жака Оффенбаха и «Корневильские колокола» Роберта Планкетта.

 

 

************

Конечно, она с удовольствием и легкостью пела арии из оперетт, в которых исполняла ведущие партии.

Ариетта Периколы
(сцена опьянения)


Какой обед нам подавали,
Каким вином нас угощали,
Уж я его пила, пила,
И до того теперь дошла,

Что просто готова,
Готова, но т-с-с-с-…,
Об этом ни слова, т-с-с-с-..,
Молчи-и-и.. Молчи!
Ха-ха-ха-ха...

Мне не во сне ль все это снится?
Вокруг меня все так кружится.
Мои глаза огня полны,
Но вы сердиться не должны!

Я просто готова,
Готова, но т-с-с-с-…,
Об этом ни слова, т-с-с-с-..,
Молчи-и-и.. Молчи!
Ха-ха-ха-ха...

Признание Периколы

Ты некрасив, ты часто мрачен,
Насчет финансов больно плох,
В манерах глуп и так невзрачен,
Как балаганный скоморох.

Твой талант, да и тот хромает,
С таким талантом нет житья.
Почти ничем, что нас пленяет,
Ты не блестишь, а ведь я..
А ведь я…

Припев: Я всей силой души обожаю тебя,
Я бы, кажется, жить не могла, не любя,
Я всей силой души обожаю тебя,
Я бы жить не могла, не любя,

Там вкусных блюд полна вся зала,
Бери и ешь, пока не лень.
А ведь с тобой, с тобой, бывало,
Я голодала каждый день.

Там меня роскошью пленяли,
Царить могла бы власть моя,
Меня бы в бархат одевали,
Лишь захоти, а ведь я…
А ведь я…

Припев

************

Ария Серполетты

Мне неизвестен день рожденья,
Об этом точных данных нет,
Но есть одно предположенье,
Что мне примерно двадцать лет.

Когда меня Гаспар нашел
У дома в травке серполетт,
Мне только третий год пошел,
С тех пор прошло семнадцать лет.

А так как я была мала
И знать, кто я , я не могла,
Я титул свой не назвала
И вспомнить имя не смогла.

С тех пор живу на белом свете
Точно так же, как и вы,
Но лишь под кличкой Серполетты,
Богородичной травы.

А, может, я – сама маркиза
Благороднейших кровей,
Но волей глупого каприза
Позабыта я в траве.


 

Из смутных детских впечатлений
Я помню только лишь пожар,
И как попала я в селенье,
Где приютил меня Гаспар.

И хоть мелькнули быстро годы,
Их не вернуть и не поймать,
Хоть стерлись в памяти невзгоды,
Я все же смутно помню мать.

Но если я имела мать,
То был, конечно, и отец,
Мне очень хочется узнать,
Кто мой родитель, наконец.

Ведь не могла же я родиться
В наш век при помощи чудес,
Ведь не могла же я свалиться
Сюда, на землю к вам с небес.

Записи Ариетты и Признания Периколы в исполнении Ирины Богачевой можно скачать на сайте Красная книга российской эстрады.

Здесь можно скачать либретто оперетты «Перикола» (54 Kb, .pdf).

Здесь можно скачать либретто оперетты «Корневильские колокола» (31 Kb, .pdf).

************

Любовь Орлова Иван Семенович Козловский

Ю.С. Сааков пишет, что современники с удовольствием вспоминали, как в 1930-х годах великий тенор, солист Большого Театра И.С. Козловский любил петь дуэтом с Любочкой Орловой романс «Я Вас любил» (муз. Б. Шереметьева, слова А. Пушкина) вечерами в приятном обществе при свечах в ресторане гостиницы «Метрополь».

 

Я Вас любил
Муз. Б. Шереметьева
Слова А. Пушкина

Я Вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Но пусть она Вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить Вас ничем.

Я Вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я Вас любил так искренно, так нежно,
Как дай Вам Бог любимой быть другим.

Запись этого романса в разном исполнении можно скачать на сайте Красная книга российской эстрады.

************

Известно, что Л.П. Орлова исполняла очаровательную мазурку «К ней» Михаила Глинки на стихи польского поэта Адама Мицкевича.

К ней!
Муз. М. Глинки
Сл. А. Мицкевича, пер. С. Голицына

Когда в час веселый откроешь ты губки,
И мне ты воркуешь нежнее голубки,
И мне ты воркуешь нежнее голубки,
Я с трепетом внемлю, я весь вне себя,
Боюсь проронить хоть единое слово,
Молчу, не желаю блаженства иного,
Все слушал бы, слушал и слушал тебя,
Все слушал бы, слушал и слушал тебя.

Но глазки сверкнули живее кристаллов,
Жемчужные зубки блестят средь кораллов,
Румянец в ланитах уж начал играть!
Теперь я смелее смотрю тебе в очи,
Уста приближаю и слушать нет мочи,
Хочу целовать, целовать, целовать!
Хочу целовать, целовать, целовать!

Запись этой милой Мазурки в исполнении Юрия Гуляева или Натальи Герасимовой можно скачать на сайте Красная книга российской эстрады.

************

По словам Ю.С. Саакова, когда Любовь Петровна хотела "поюморить" и "встряхнуть зал", она включала в концертную программу шуточную пьесу П. Чайковского на слова А. Плещеева "Кукушка".

Кукушка
муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева

«Ты прилетел из города, – какие,
Скажи, там слухи носятся о нас?»
(Скворца кукушка спрашивала раз).
«Что жители толкуют городские
Хоть, например, о песнях соловья?
Интересуюсь этим очень я.»

«Весь город он приводит в восхищенье,
Когда в саду его раздастся трель».
«А жаворонок?» «И жаворонка пенье
Пленяет очень многих». «Неужель?
Ну, а каков их отзыв о дрозде?»
«Да хвалят и его, хоть не везде».

«Еще хочу спросить я, может статься,
И обо мне ты слышал кое-что?»
«Вот про тебя, сестрица, так признаться
Не говорит решительно никто!»

«А! Если так, – кукушка возопила, –
То о себе, чтоб людям отомстить,
Сама весь век, покуда хватит силы,
Не перестану я твердить:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку,

Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку,

Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

Запись этой пьесы в исполнении Ирины Архиповой можно скачать на сайте Красная книга российской эстрады.

************

Любовь ОрловаИсполняла Любовь Петровна вокальный цикл «Детская» Модеста Мусоргского на его собственные слова. Шесть небольших пьес представляют собой детские монологи, навеянные композитору воспоминаниями его собственного детства. По музыкальной форме это речитатив, который полу-поётся, полу-говорится, вполне в стиле Мусоргского. Исполнение таких пьес предполагает не только уверенное владение голосом, но и непременное наличие драматического дара. Тогда перед слушателем возникают театрализованные миниатюры, передающие эмоциональное состояние ребенка, настроение и мягкий юмор ситуации.

 

 

С няней

Расскажи мне, нянюшка,
расскажи мне, милая,
Про того, про буку страшного,
Как тот бука по лесам бродил,
Как тот бука в лес детей носил,
И как грыз он их белые косточки,
И как дети, кричали, плакали.

Нянюшка! Ведь за то их, детей-то,
бука съел,
Что обидели няню старую,
Папу с мамой не послушали;
Ведь за то он их съел, нянюшка?

Или вот что: расскажи, мне лучше
про царя с царицей,
Что за морем жили в терему богатом.
Еще царь все на ногу хромал,
Как споткнется, так гриб вырастет.
У царицы-то все насморк был:
Как чихнет – стекла вдребезги!

Знаешь, нянюшка, ты про буку-то уж не рассказывай!
Бог с ним, с букой!
Расскажи мне, няня, ту, смешную-то!

В углу

Ах ты, проказник!
Клубок размотал,
прутки растерял.
Ах-ти! Все петли спустил!
Чулок весь забрызгал чернилами!
В угол! В угол! Пошел в угол! Проказник!

Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котеночек,
И пруточки разбросал котеночек.

А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.
А няня злая, старая,
У няни носик запачканный;
Миша чистенький, причесанный,
А у няни чепчик на боку.

Няня Мишеньку обидела,
Напрасно в угол поставила;
Миша больше не будет
любить свою нянюшку,
Вот что!

************

Жук

Няня, нянюшка!
Что случилось, няня, душенька!

Я играл там на песочке
за беседкой, где березки.
Строил домик из лучиночек кленовых,
Тех, что мне мама,
сама мама нащепала.

Вдруг! На самой крышке жук сидит огромный,
Черный, толстый такой.
Усами шевелит страшно так
И прямо на меня все смотрит!

Испугался я! А жук гудит,
злится, крылья растопорил,
Схватить меня хочет.
И налетел, в височек меня ударил.

Я притаился, нянюшка, присел,
боюсь пошевельнуться!
Только глазок один чуть открыл.
И что же? Послушай, нянюшка,

Жук лежит, сложивши лапки,
Кверху носиком, на спинке,
И уже не злится, и усами не шевелит,
И не гудит уж, только крылышки дрожат.

Что ж, он умер иль притворился?
Что же это, что же, скажи мне, няня,
С жуком сталось?
Меня ударил, а сам свалился!
Что ж это с ним сталось, с жуком-то?

С куклой

Тяпя, бай-бай,
Тяпа, спи, усни,
Угомон тебя возьми!

Тяпа, спать надо!
Тяпа, спи, усни!

Тяпу бука съест,
Серый волк возьмет,
В темный лес снесет!

Тяпа, спи, усни!

Что во сне увидишь,
мне про то расскажешь:

Про остров чудный,
Где ни жнут, ни сеют,
где цветут и зреют
Груши наливные,
День и ночь поют
птички золотые!

Бай, бай,
баю бай,
бай, бай, Тяпа!

************

Поехал на палочке

Гей! Гоп, гоп, гоп
Гоп, гоп, гей, гоп!
Гей, гей! Гей, поди!
Та, та, та, та, та, та, та….
Поди! Тпру….стой!

Вася, а Вася!
Слушай, приходи играть сегодня.
Только не поздно!
Ну ты, гоп! Гоп!
Прощай, Вася!
Ну ты, гоп!

Я в Юрки поехал….,
Только к вечеру непременно буду…
Мы ведь рано, очень рано спать ложимся…
Приходи, смотри!

Та, та, та, та, та, …. Поди!
Гей, гей!...Раздавлю!

Ой, больно! Ой, ногу!
Ой, больно! Ой, ногу!

Милый мой, мой мальчик, что за горе!
Ну, полно плакать;
Пройдет, мой друг.

Посмотри-ко, встань на ножки прямо:
Вот так, дитя.
Видишь, в кустах налево?
Ах, что за птичка дивная!
Что за перышки!
Видишь? Ну что? Прошло?

Прошло! Я в Юрки съездил, мама.
Теперь домой торопиться надо…
Гоп, гоп! …Гости будут… Гоп!
Торопиться надо…

Кот Матрос

Ай, ай, ай, ай, мама, милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе искала:
Нет, как нарочно.

Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла…

Вдруг, вижу, на окне-то кот наш Матрос,
Забравшись за клетку, скребет!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.

Зло меня взяло! Эй, брат,
до птичек ты лаком.
Нет, постой, попался, вишь, ты, кот!

Как ни в чем не бывало стою я,
Смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю:
Странно что-то!
Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит;

Только что думал схватить снегиря,
А я его хлоп!

Мама, какая твердая клетка!
Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут!
Так ноет, ноет так…

Нет, каков кот-то, мама, а?

 

Здесь можно скачать пьесу "В углу" в исполнении великой русской певицы Виктории Ивановой (2,57 Mb).

************

Сатиры композитора Александра Даргомыжского на стихи французского поэта П.-Ж. Беранже (в переводе Василия Курочкина) - это тоже острохарáктерные произведения. Музыкальный строй не очень прост для исполнения, а созданные в них образы отличаются драматизмом либо ярко выраженным негативным характером. Даже классические певцы с отличной техникой не часто включают эти произведения в свои концертные программы. Вот самые известные сатиры «Червяк» и «Старый капрал».

Червяк (Знатный приятель)

Я всей душой к жене привязан;
Я в люди вышел... Да чего!
Я дружбой графа ей обязан,
Легко ли! Графа самого!
Делами царства управляя,
Он к нам заходит, как к родным.
Какое счастье! Честь какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!

Прошедшей, например, зимою
Назначен у министра бал;
Граф приезжает за женою, -
Как муж, и я туда попал.
Там, руку мне при всех сжимая.
Назвал приятелем своим!..
Какое счастье! Честь какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!

Жена случайно захворает -
Ведь он, голубчик, сам не свой:
Со мною в преферанс играет,
А ночью ходит за больной.
Приехал, весь в звездах сияя,
Поздравить с ангелом моим...
Какое счастье! Честь какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!

А что за тонкость обращенья!
Приедет вечером, сидит...
- Что вы все дома... без движенья?
Вам нужен воздух... - говорит.
- Погода, граф, весьма дурная...
- Да мы карету вам дадим! -
Предупредительность какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!

Зазвал к себе в свой дом боярский:
Шампанское лилось рекой...
Жена уснула в спальне дамской...
Я в лучшей комнате мужской.
На мягком ложе засыпая,
Под одеялом парчевым,
Я думал, нежась: честь какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!

Крестить назвался непременно,
Когда господь мне сына дал, -
И улыбался умиленно,
Когда младенца восприял.
Теперь умру я, уповая,
Что крестник взыскан будет им...
А счастье-то, а честь какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!

А как он мил, когда он в духе!
Ведь я за рюмкою вина
Хватил однажды: - Ходят слухи...
Что будто, граф... моя жена...
Граф, - говорю, - приобретая...
Трудясь... я должен быть слепым...
Да ослепит и честь такая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!

Старый капрал

В ногу, ребята, идите.
Полно, не вешать ружья!
Трубка со мной... проводите
В отпуск бессрочный меня.
Я был отцом вам, ребята...
Вся в сединах голова...
Вот она - служба солдата!..
В ногу, ребята! Раз! Два!
Грудью подайся!
Не хнычь, равняйся!..
Раз! Два! Раз! Два!

Да, я прибил офицера!
Молод еще оскорблять
Старых солдат. Для примера
Должно меня расстрелять.
Выпил я... Кровь заиграла...
Дерзкие слышу слова -
Тень императора встала...
В ногу ребята! Раз! Два!
Грудью подайся!
Не хнычь, равняйся!..
Раз! Два! Раз! Два!

Честною кровью солдата
Орден не выслужить вам.
Я поплатился когда-то,
Задали мы королям.
Эх! наша слава пропала...
Подвигов наших молва
Сказкой казарменной стала...
В ногу, ребята! Раз! Два!
Грудью подайся!
Не хнычь, равняйся!..
Раз! Два! Раз! Два!

Ты, землячок, поскорее
К нашим стадам воротись;
Нивы у нас зеленее,
Легче дышать... Поклонись
Храмам селенья родного...
Боже! Старуха жива!..
Не говори ей ни слова...
В ногу, ребята! Раз! Два!
Грудью подайся!
Не хнычь, равняйся!..
Раз! Два! Раз! Два!

Кто там так громко рыдает?
А! я ее узнаю...
Русский поход вспоминает...
Да, отогрел всю семью...
Снежной тяжелой дорогой
Нес ее сына... Вдова
Вымолит мир мне у бога...
В ногу, ребята! Раз! Два!
Грудью подайся!
Не хнычь, равняйся!..
Раз! Два! Раз! Два!

Трубка, никак, догорела?
Нет, затянусь еще раз.
Близко, ребята. За дело!
Прочь! не завязывать глаз.
Целься вернее! Не гнуться!
Слушать команды слова!
Дай бог домой вам вернуться.
В ногу, ребята! Раз! Два!
Грудью подайся!
Не хнычь, равняйся!..
Раз! Два! Раз! Два!



************

Любовь Орлова - Вера ШатроваАфиша в газете о концерте в г. ЕссентукиОбретя всенародную известность благодаря своим киноролям, она стала постоянно включать в свою концертную программу популярные песни Исаака Дунаевского на стихи Василия Лебедева-Кумача из кинофильмов Г.В. Александрова.

В первом отделении ее концертов звучали классические произведения, а второе отделение, как правило, состояло из песен И. Дунаевского.

 

************

В 1954 году Чарли Чаплин подарил ей ноты своей музыки к фильму «Огни рампы». Это произведение, на английском языке, по свидетельству Ю.С. Саакова, украшало затем концерты Любови Петровны.

Eternally (Limelight Theme)
Music by Charles Chaplin
Lyrics by G. Turner

Я буду любить тебя вечно...

I’ll be loving you,
Eternally
With a love that’s true
Eternally,
From the start within my heart
it seems I’ve always known
The sun would shine
when you were mine
and mine alone.

I’ll be loving you,
Eternally
There’ll be no-one new,
my dear, for me.
Though the sky should fall
remember I shall always be
Forever true
and loving you
Eternally.

Здесь можно скачать фрагмент (738 kb) этой музыкальной темы.

************

Ноты классических вокальных произведений, упомянутых выше, а также песен И.О. Дунаевского, можно скачать с сайтов: Нотная библиотека и Нотный архив.

1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница


Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M

Используются технологии uCoz