Любовь Орлова: сайт- портрет

Политика

Первая страница Вторая страница

"Это не нашего ума дело!" (Любовь Орлова)

Elena M

 

 

 

 

Любовь Петровна Орлова была человеком мудрым. Старательно избегала любых разговоров о политике. Всячески дистанцировалась от власть предержащих. Но разве можно было ей, как, впрочем, и всем другим советским деятелям искусства и литературы, остаться в стороне от политики в такой стране и в такое время? Каждый выезд за рубеж - прогулка по острию ножа, каждое публичное выступление там - политическая акция, каждое общение с иностранной прессой - идеологическая дуэль, каждая встреча с зарубежными коллегами - агитационное мероприятие. Волей-неволей, поскольку в составе каждой советской делегации всегда выезжали сотрудники компетентных органов. Никакой свободы в выборе зарубежных знакомств. В своей стране часто приходилось присутствовать на мероприятиях с участием иностранцев, и общение с ними тоже никогда не бывало свободным.


ХХ век вообще был чересчур политизированым и очень беспокойным периодом в жизни общества. Он начался с Мировой войны, в которую впервые в истории оказались втянуты сразу несколько континентов (поэтому она и была названа Мировой). Затем наступил период, напоминавший смутные времена Средневековья: революции в России и Германии, установление тоталитарных режимов в обеих странах, проигравших в Первой мировой войне, Великая Депрессия, охватившая Америку и Европу.

На волне экономических бедствий даже в самых развитых страных «расцвели» леворадикальные движения, пропагандировавшие социалистические идеи. Эти идеи активно поддерживали виднейшие деятели литературы и искусства, известные ученые, политические деятели западных стран. Советский Союз, находившийся в политической изоляции, был крайне заинтересован в поддержке своей политики извне, со стороны авторитетных общественных деятелей, в установлении прямых контактов между представителями западной и советской интеллигенции.

Да и внутри страны отношение к новой власти было далеко не однозначным. Еще были живы люди, помнившие старый строй, лишившиеся после революции даже самого необходимого и мечтавшие о возвращении старой власти. Преимущества нового строя были совсем не очевидны (голод, бедность, репрессии вовсе не способствовали его популярности). Руководство страны прекрасно осознавало необходимость широкой пропаганды и агитации «замечательного настоящего и светлого будущего». А кто лучше самых известных и любимых певцов, писателей, артистов, музыкантов и прочих публичных людей мог донести до народных масс «идеи социализма»?

В такой ситуации даже у самого индифферентного к политике публичного деятеля советской науки или искусства не было ни малейшего шанса избежать участия в «политических акциях», организуемых государством. Чем популярнее был тот или иной деятель культуры, тем более активно он привлекался к официальным мероприятиям.

Любовь Петровна Орлова, при ее необыкновенной популярности, была в полной мере востребована в качестве «агитатора и пропагандиста» советского строя. Особенно интенсивно знаменитая кинематографическая пара была задействована во встречах с иностранцами как внутри страны, так и за рубежом, поскольку они были одними из немногих «выездных» граждан страны Советов.

Их было множество - контактов с зарубежными коллегами по искусству, писателями, художниками, музыкантами, известными учеными, представителями прессы, политическими деятелями. К сожалению, эти встречи трудно было считать просто «дружескими». Ведь, за редким исключением, все они проходили в присутствии сотрудников «компетентных органов». Груз ответственности, вынужденная осторожность в выборе выражений, боязнь сказать что-то «неподобающее» не могли не довлеть, не затруднять общение, не осложнять эмоциональный фон встреч. Поэтому даже общение с самыми интересными людьми, кроме несомненного удовольствия, доставляло и постоянное беспокойство. (Известно ведь, что Исаак Дунаевский «впал в немилость» после поездки в 1946 году в Чехословакию, где неосторожно сказал журналистам что-то «лишнее», а знаменитый певец Георгий Виноградов был лишен возможности выступать перед советской публикой после того, как во время заграничных гастролей тоже проявил свою «неблагонадежность»).

Но, поскольку Л. Орлова и Г. Александров оставались «выездными» до конца своих дней, то можно сделать вывод, что вели они себя всегда так, как следовало, выступали предельно корректно, слова подбирали правильные, в общем, полностью оправдывали «высокое доверие партии и правительства».


 

Первая длительная зарубежная командировка Григория Александрова состоялась еще в конце 20-х - начале 30-х годов. Он вместе с Сергеем Эйзенштейном и Эдуардом Тиссэ побывал в Европе, Америке, Мексике. Это дало ему уникальную возможность познакомиться со многими знаменитыми творческими личностями и, спустя десятилетие, когда он сам стал известен не только как помощник Эйзенштейна, но как самостоятельный режиссер, возобновить эти знакомства уже «под недремлющим оком» главной «руководящей и направляющей силы» страны.

Заодно случилось ему вместе с С. Эйзенштейном помочь Йозефу фон Штернбергу открыть новую звезду. Впрочем, выглядела она тогда достаточно скромно. Штернбергу пришлось серьезно поработать, многому ее научить.

 

 

 

 

 

 


 

Первые «политизированные» встречи Л. Орловой начались буквально после первого успеха «Веселых ребят» и получения высоких правительственных наград. В период работы над «Цирком» в 1935 году съемочная группа встретилась со знаменитым французским писателем Анри Барбюсом (см. страницу Цирк). Он был членом французской коммунистической партии, участником Конгресса друзей Советского Союза, членом Международного движения против войны и фашизма, активным сотрудником французской секции Коммунистического Интернационала. Барбюс жил в это время в Москве и заканчивал работу над биографией Сталина, которая была опубликована уже после смерти автора, в 1936 году.

 

 


 

В 1935 году Л. Орлова и Г. Александров встречались со своими зарубежными коллегами во время 1-го Международного Московского кинофестиваля. На фестиваль приехали делегации Великобритании, США, Италии, Японии. (Именно во время этого фестиваля и произошла неприятная история с музыкой к фильму «Веселые ребята», см. страницу Веселые ребята).

 

 

 


В 1941 году самая знаменитая кинематографическая пара страны Советов принимала на своей подмосковной даче американскую чету - писателя Эрскина Колдуэла и фотокорреспондентку Маргарет Бёрк-Уайт (см. разделы Решающая встреча и Публикации).


Первые зарубежные поездки Л. Орловой состоялись во время войны. Иран - страна, в которой сошлись, столкнулись интересы трех великих держав - Британии, которая постепенно теряла там свое влияние, США и СССР, которые пытались это влияние завоевать. Нефть - этим все сказано. Стратегический ресурс, который пока остается таковым и по сей день. В 1940 году в контексте германо-советского пакта советский министр иностранных дел Вячеслав Молотов провозгласил, что «регион к югу от Батуми и Баку до Персидского залива признается центральной сферой устремлений Советского Союза». Этим регионом был Иран.

В бескровной, «подковёрной» войне (дипломатической и шпионской) за влияние на иранское руководство все средства были хороши. Как выразился один из российских политологов, «Сталин играл по всему роялю».

Летом 1942 года Л. Орлова получила распоряжение выехать в Тегеран (в Северном Иране стояли советские войска). Там она дала несколько концертов. Приобрела поклонников в лице богатых персиян, представителей влиятельной элиты.

Тегеран кишмя кишел беженцами из Европы. В основном это были состоятельные люди, стремившиеся избавиться от опасностей войны. Они сумели перевести свои капиталы в Тегеран и жили вольготно. Их можно было видеть в роскошных автомобилях, в дорогих ресторанах и магазинах. Тегеранский рынок поражал в те скудные годы богатством и разнообразием товаров. Л.П. Орлова с большим любопытством побывала на знаменитом Тегеранском базаре.

Расчет Сталина понятен. Западные звезды объезжали Иран стороной, пренебрегали им как аудиторией, не принимали всерьез. А настоящая советская звезда первой величины приехала с концертами. Она оказалась не только очаровательной и талантливой, но и очень демократичной, открытой для общения.

По одной версии, в декабре того же 1942 года Л. Орлова опять получила указание выехать в Тегеран. В шахском дворце устраивали предновогодний прием, на который были приглашены западные дипломаты и руководство союзных войск. Выступать перед таким собранием, конечно, было волнительно, почетно и ответственно.

По другой версии, более интригующей, вторая поездка в Иран состоялась в ноябре 1943 года, во время Тегеранской конференции, на которой встречались лидеры трех великих держав - США, Великобритании и СССР. Иосиф Сталин, единственный из трех лидеров, нанес визит хозяину «встречи в верхах» - иранскому шаху Реза Пехлеви. Благодаря этому визиту СССР приобрел долгосрочное влияние на иранское руководство. Тогда Л. Орлова выступала в шахском дворце, в присутствии шаха.

 

 

 

 

 

Вот как описывает подробности этого выступления Виталий Вульф:

«Орлова... выступала в шахском дворце, в присутствии шаха. Она приехала туда из Баку - около 12 часов на машине. У нее не было никаких сил, но она быстро переоделась и начала концерт. Будучи очень умным человеком, Орлова не стала давать настоящего концерта, а просто села за рояль и стала музицировать, что было гораздо легче. Всем очень понравилось, шах был восхищен. В Иране как раз шел фильм «Светлый путь». И тот самый фильм, который не понравился Сталину, очень понравился в шахском дворце».

В. Вульф, «Женское лицо России»

В Тегеран для выступления перед шахом, послами и руководством союзных войск, кроме Любови Орловой, отправляли также Сергея Образцова с его куклами и, по некоторым сведениям, Михаила Александровича, исполнителя зарубежных лирических песен (конечно, переведенных на русский язык).

В дни Тегеранской конференции Уинстон Черчилль отмечал свой 69-й день рождения. В Британском посольстве был устроен праздничный ужин по этому поводу. Есть красивая легенда, автором которой стал Вадим Козин: якобы он вместе с Марлен Дитрих, Морисом Шевалье, Изой Кремер, Любовью Орловой и другими артистами выступал на дне рождения У. Черчилля. Однако нет абсолютно никаких документальных свидетельств того, что какие-либо артисты, западные или советские, выступали в этот вечер перед главами и членами делегаций государств-союзников.


 

В 1944 году Любовь Орлова с режиссером Ю. Райзманом и актрисой Т. Макаровой сопровождала Президента Торговой палаты США Эрика Джонстона в экскурсии по Мосфильму во время его визита в СССР.

Э. Джонстон не только был принят на высшем уровне, в Кремле. Он попросил разрешения «встретиться с теми, с кем хочет, и побывать везде, где хочет». И, насколько это вообще было осуществимо в тоталитарном государстве, Джонстон действительно получил уникальную возможность, какую не имел больше никогда ни один представитель иностранного государства. Он посетил несколько крупнейших заводов и фабрик, побывал в Москве, Ленинграде, на Урале, в Центральной Сибири, в Средней Азии, встречался со множеством партийных и хозяйственных руководителей, с офицерами и солдатами и даже с рядовыми гражданами. Это был довольно примечательный визит, который широко освещался в американской прессе, и по результатам которого в московском Театре сатиры был поставлен спектакль «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» по пьесе А. Корнейчука (1944 г.). Этот спектакль в течение нескольких лет был в некотором роде обязательным шоу для американских и европейских дипломатов, прибывающих в Москву. По возвращении в США Э. Джонстон в своей статье «Русский визит» в журнале «Life» писал о том, что после войны Америка и Россия должны обязательно сотрудничать.

 

 

 

 

 

Вообще, военное время было особенным периодом в отношениях между Америкой и Россией. Отношения напоминали влюбленность. Президент Ф. Рузвельт был настроен настолько лояльно к СССР и Сталину, что получил за это немалую порцию критики. Американский посол в СССР в 1936-1938 гг. Джозеф Дэвис до конца своих дней оставался ярым приверженцем дружеских отношений с Россией. Писатель Эрскин Колдуэл (тот самый, что в 1941 году побывал во Внуково у Орловой и Александрова) в 1942 году написал сценарий фильма «Миссия в Москву», основанный на воспоминаниях посла Д. Дэвиса. В 1943 году по личному заказу Президента Ф. Рузвельта компания Warner Brothers сняла фильм по этому сценарию. В 1943 году Д. Дэвис в Москве лично показал картину Сталину.

Американский посол в СССР в 1941-1946 гг. Аверел Гарриман был в 1960-х годах обвинен в шпионаже в пользу СССР, хотя до официального разбирательства дело не дошло. Советника Президента Ф. Рузвельта Гарри Гопкинса, неоднократно бывавшего в СССР во время войны, также впоследствии обвинили в том, что он выдавал большевикам американо-британские политические секреты.

(Неписанные правила вербовки агентов подразумевают, что первые контакты, которые пробуждают не просто прагматический (корыстный), но эмоциональный, чисто человеческий интерес, симпатию к стране, никогда не бывают официальными деловыми встречами. Это всегда встречи с интересными и приятными людьми, чаще всего с дамами. Возможно, во всех вышеперечисленных случаях следует более тщательно сhercher la femme?)

 


Интересные ссылки:

Павел Судоплатов. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы

Левый марш искусства

Самая странная картина Голливуда

Любовное послание Сталину

Великая Любовь

Первая страница Вторая страница

Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M


Используются технологии uCoz