"С первого шага на сцену надо любить зрителя . Всех и каждого.. " (Любовь Орлова)
Elena M
Любовь Петровна на протяжении всей творческой жизни выступала с концертами. Начиная с двадцатых годов, когда она работала в Музыкальном театре В. Немировича-Данченко, она готовила сольные концерты, включая в них исполнение классических вокальных произведений и танцевальные номера. Она пела классику: романсы М. Глинки, цикл "Детская комната" М. Мусоргского, сатиры А. Даргомыжского на стихи Беранже, романсы из цикла "Война" В. Белого. После успехов своих кинокартин стала включать в свои выступления песни И.О. Дунаевского.
Трудно назвать такой большой или маленький город в СССР, где бы она не выступала. В те времена гастроли звезд эстрады не были таким повсеместно распространенным явлением, как в наши дни. Приезд известных артистов был значительным событием в жизни людей. Люди с огромным удовольствием шли на концерт, а потом в течение долгих лет вспоминали об этом событии. Разглядывали "живых" знаменитостей, просили автографы, пытались поговорить, фотографировали, обращались с просьбами.
Ей тяжело давались эти поездки. Болезнь Меньера (нарушение функции вестибулярного аппарата) доставляла ей много мучений. Ей приходилось спать в специальной шелковой повязке на глазах, так как для сна ей необходима была полная темнота. Ей требовался отдых, а приходилось давать по два-три концерта в день. Длительные перелеты и переезды, несовершенная аппаратура, плохая погода, назойливые поклонники, разнообразные попутчики, неуютные гостиницы, разлука с близкими. И так из года в год. "Невидимые миру слезы" и неизменная улыбка, ровное настроение, дружелюбие и теплота на встречах со зрителями.
"Любовь Петровна стала горячим пропагандистом новой советской песни. Свою работу в кино она сочетала с широкой концертной деятельностью. Ее выступления, которые всегда отличала широта репертуара, включали в себя и классику (она училась в Московской консерватории). Проходили они всегда в сверхпереполненных залах."
Вера Строева, из статьи "Увенчанная славой"
Бабель, бывший тогда в Одессе, писал Александрову: "Если Вы хотите знать, что делает Ваша жена, могу сообщить во всех подробностях. У "Лондонской" толпа, а на деревьях, напротив ее окон сидят мальчишки и обо всем докладывают вниз: "Вошла... взяла полотенце...переодевается..."
Нонна Голикова, "Актриса и режиссер".
"Вскоре все шоферы Одессы, даже самые страстные поклонники кино, стали дружно отнекиваться от почетных рейсов. Ослепительные лимузины возвращались в парк исцарапанные, измятые, скособоченные. Но еще круче был обставлен выезд со двора гостиницы. У железных ворот изнутри вставали служащие с ведрами воды - человек 5-6, и как только ворота раскрывались... После концерта приходил начальник пожарной охраны и провожал ее до пожарной лестницы, по которой спускались во двор, выйти снаружи было невозможно."
Марк Кушниров, "Светлый путь".
С концертной деятельностью Любови Петровны Орловой была связана одна неприятная история, которая, в принципе, могла бы закончиться достаточно печально в те суровые времена. Необходимость производить большие затраты на строительство загородного дома во Внуково вынудила актрису запрашивать гонорары, превышающие официально установленную концертную ставку. В результате в одной из центральных газет появилась статья, в которой "пропесочивалось" некорректное поведение знаменитости.
«Недостойное поведение
Л.П. Орлова пользуется широкой популярностью у аудитории, ценящей ее как отличную исполнительницу советских массовых песен. Казалось бы, и звание заслуженной артистки и эта популярность обязывают Л.П. Орлову к особой щепетильности в денежных вопросах. Однако артистка, видимо, считает возможным по-иному использовать выгоды своего положения.
В мае сего года в Одессе должны были состояться концерты Л.П. Орловой. Трудящиеся Одессы с нетерпением ждали этих выступлений. Однако т. Орлова потребовала от Одесской филармонии оплаты в 3 тысячи рублей за каждый концерт, не считая проездных, суточных и т.д.
Дирекция Одесской филармонии, разумеется, не могла пойти на такие рваческие условия, тем более, что согласно приказу ВКИ № 640 максимальная оплата гастрольных концертов Л.П. Орловой была установлена в 750 рублей.
Л.П. Орлову не удовлетворила позиция, занятая Одесской филармонией, и, в обход нормального порядка, артистка вошла в соглашение с месткомом филармонии об организации в Одессе 5 концертов по 3 тысячи рублей за каждый.
Нелишне заметить, что аппетиты Л.П. Орловой не всюду получают должный отпор. Так, например, совсем недавно в Киеве Л.П. Орлова ухитрилась сорвать с Украинского управления по делам искусств по 3.300 рублей за каждое свое выступление.
«Своеобразную», мягко говоря, позицию занял в отношении Л.П. Орловой и начальник Одесского управления по делам искусств т. Фишман. Когда директор Одесской филармонии т. Подгорецкий обратился к Фишману за разрешением вопроса о гонораре Л.П. Орловой, т. Фишман не нашел ничего лучшего, как посоветовать Подгорецкому «оформить» концерты Л.П. Орловой совместно с каким-нибудь ансамблем, квартетом и т.п., словом, как-нибудь прикрыть явно беззаконные требования артистки.
К счастью, т. Подгорецкий нашел в себе мужество отказаться от подобных комбинаций, справедливо квалифицируемых им как жульничество.
Всесоюзный комитет по делам искусств должен заинтересоваться этим возмутительным делом, а Л.П. Орловой надлежит понять, что ее поведение недостойно звания советской артистки».
Газета «Советское искусство», № 75, 10 июня 1938 г.
Во времена полного отсутствия малейшего намека на свободу слова появление такой статьи было невозможно без санкции и особого внимания руководства страны. Вероятно, руководство в итоге решило ограничиться только этой "профилактической" публикацией, так как даже сама мысль о возможных последствиях могла послужить достаточным основанием для прекращения подобной практики со стороны актрисы.
Вот как описывает один из биографов актрисы Юрий Сааков примечательный концерт в Кремле:
" В 1939 году после парада физкультурников в Кремле состоялся гранд-прием. Участвовать в нем удостоились самые избранные, не более двух десятков человек. Орлова, естественно, в их числе.
Она собралась исполнить по одной песне из трех своих тогдашних фильмов: "Веселых ребят", "Цирка" и "Волги-Волги". Аккомпаниатор Миронов не советовал ей петь пушечную шансонетку "Диги-диги-ду" - вряд ли она придется Сталину по душе. Вождь действительно не проявил по поводу коронного номера актрисы особенного энтузиазма и сделал несколько равнодушных хлопков. Но когда Орлова запела "Песню о Волге", он улыбнулся, подхватил мелодию, сначала тихо, потом громче и в конце концов запел во весь голос и предложил свите присоединиться к своему дуэту с Орловой.
Но это был еще не триумф. Триумф начался потом, когда концерт кончился и его участников развели по столам... В какой-то момент Любови Петровне захотелось выпить за Сталина, и она поднялась, чтобы подойти к нему. Но то ли она сделала это слишком решительно, то ли охрана ничего не поняла, но несколько человек одновременно метнулись ей наперерез. Она приостановилась, растерянная. Сталин приподнял голову, мигом оценил обстановку и, коротким жестом отправив ретивых церберов на место, поднялся с бокалом в руке:
- Говорите, товарищ Орлова! Мы вас внимательно слушаем. Говорите сколько хотите! Будем все стоять и слушать...
И, конечно же, все - и члены Политбюро, и зал - поняли эти слова, как должно было понять. То есть встали и слушали."
Юрий Сааков, "Любовь Орлова: 100 былей и 100 небылиц".
В июне 1941 года Любовь Орлова и Григорий Александров отдыхали в Прибалтике. Они посетили Рижское Нахимовское училище, где учился Джим Паттерсон, сыгравший чернокожего ребенка Марион Диксон в фильме "Цирк".