Любовь Орлова: сайт- портрет

Григорий Александров, 1959 год

"Шутки гения "

Elena M


Многие творцы любили пошутить. Даже солидный серьезный немец, органист лютеранского собора И.С. Бах удосужился сочинить знаменитую "Шутку", чем ввел в глубокие сомнения относительно своего характера всех своих будущих биографов. А уж "наше всё" - А.С. Пушкин - был вообще редкостный весельчак, так любил пошутить и посмеяться, что Карл Брюллов сказал о нем: "Когда Пушкин смеется, у него даже кишки видны".

Григорий Васильевич Александров, по мнению его супруги, был гений. Не нам судить, насколько она была близка к истине. Но пошутить он любил точно. И делал это не только в обычной жизни, в общении с окружающими, но даже и в своих фильмах.

Конечно, до такого "высшего фантасмагорического пилотажа", как полет Тани Морозовой на автомобиле, остальные его шутки не дотягивали, были попроще, помельче по масштабу, но смотреть на них все равно забавно.

Самой известной из его маленьких шалостей была знаменитая сцена танца Марион Диксон на пушке в туфельках на каблучках с последующим вылетом из пушки уже в балетных тапочках. Затем трюки и песни на Луне в этих самых балетках и возвращение на арену цирка опять в туфельках.

Но в том же фильме "Цирк" были еще не менее забавные, хотя менее примечательные выходки (или находки) режиссера-сказочника. Например, Марион Диксон перед своим прощальным номером назначила Петровичу свидание и пришла на него в выходном платье и с готовой прической. Но на пушке в слезах она танцует уже с другой прической.

 

Марион Диксон с одной прической Марион Диксон с другой прической

 

 

 

 

 

 

 

 

Чудеса с прическами еще повторятся. Эпизод появления Мэри вместо Раечки перед новым цирковым номером "Полет в стратосферу". Прибегает Марион в цирк почти без всякой прически, договаривается с директором (Володин), что она полетит вместо его дочери, а затем, без всякого перехода (то есть без посещения парикмахера) в сцене объяснения с Петровичем на ее голове уже появляется аккуратная укладка. Похоже, прическа у американской актрисы меняется сама собой, в зависимости от настроения.

 

Марион Диксон без прическиМарион Диксон с прической

 

 

 

 

 

 

 

Таким же волшебным образом происходит процедура "переодевания" Марион. Вот она в нарядном платье с рюшами после окончания номера, затем на ней появляется накидка, а дальше "легким движением руки" накидка снимается, а под ней - знаменитый белый свитер, ставший мечтой всех женщин Советского Союза. И сразу - на Красную площадь, в колонну, маршировать.

 

Марион Диксон в платьеМарион Диксон в свитере

 

 

 

 

 

 

В фильме "Светлый путь" таких "чудес" тоже хватает. Вот "свежий кавалер" Талдыкин (Володин) пропел Тане Морозовой свои любовные куплеты, примостившись, как воробей, на приставной лестнице у окна общежития. Неудачная охота на шмеля - и Талдыкин летит вниз вместе с лестницей и гитарой. В следующем кадре - к окну подбегает подружка, интересуется, что это такое большое упало. Таня отвечает, что это так, ничего, мелочь. На оконном ставне болтается зацепившаяся каким-то чудом (неожиданно вернувшаяся) гитара. Мелочь, но смотрится смешней.

Талдыкин упал с гитарой Гитара болтается на ставне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот еще одна забавная мелочь. Таня Морозова пишет письмо Председателю Совнаркома В.М. Молотову. Ночью, при свете лампы, мешая спать подружкам. Одета она в белую ночную сорочку, естественно, без рукавов. На оголенные плечи наброшена белая шаль. Вот тянется к чернильнице рука дублерши... в черном рукаве. Появляется эта рука буквально на секунду, так стоит ли режиссеру беспокоиться о том, чтобы одеть (или раздеть) дублершу сооветственно моменту?

 

Таня Морозова пишет письмоРука дублерши

 

 

 

 

 

 

 

В фильме "Весна" тоже мелькнула очаровательная несуразица. Актриса Вера Шатрова вместе со своим дядей Лёней (Коновалов) звонит в квартиру профессора Никитиной, чтобы договориться о подмене для завтрашней репетиции фильма. Звонок производится из некоей телефонной будки, находящейся недалеко от сцены. Шатрова заходит в будку и начинает звонить, будучи одетой в балетную пачку, затем на экране на пару минут появляется домоуправительница Никитиной Маргарита Львовна (Раневская), отвечающая на звонок, а в следующих кадрах Шатрова оказывается уже одетой в сценический костюм испанки и в нём убегает на сцену, оставив дядю Лёню договариваться о встрече. Остается только предположить, что виртуозные артисты кордебалета в советском музыкальном театре умели переодеваться со скоростью хорошо тренированных военнослужащих, в тесном пространстве телефонной будки, держа в руках телефонную трубку и разговаривая.

Вера Шатрова в балетной пачкеВера Шатрова в костюме испанки

 

 

 

 

 

 

 

И еще один маленький фокус с переменой прически. Вера Шатрова на генеральной репетиции начинает танцевать в парике с длинными белокурыми косами, а заканчивает свой триумфальный номер уже со "своими" короткими волосами. Но ведь всё равно красиво.

 

Вера Шатрова в парике с косами Вера Шатрова без кос

 

 

 

 

 

 

 

И в "Русском сувенире" режиссер относится к мелким деталям и подробностям не слишком серьезно. Инженер Варвара Комарова летит в злополучном самолете вместе с иностранцами. Она, как Красная Шапочка, везет своей бабушке полную корзину, только не пирожков, а живых хорошеньких утят. В последующих эпизодах эти прелестные утята вместе со своей корзиной, как в песне Высоцкого, "то явятся, то растворятся". Пока героиня бредёт с иностранцами по диким степям Забайкалья, корзина отсутствует, так как уж очень неэлегантно будет смотреться дама, нагруженная, как служанка. Ведь у нее с собой еще и солидный чемодан с нарядами. Во время ужина в тюрьме и беседы с писателем Гомером Джонсом корзина появляется снова, так как героиня смотрится просто очаровательно, как пасторальная пастушка, когда кормит утят. На остановку автобуса героина приходит без корзины, а вот в автобус садится уже с корзиной в руках. И так на протяжении половины фильма, пока, наконец, эти милейшие утята, пережив множество приключений, не доберутся до своей новой хозяйки - бабушки.

Варвара Комарова с корзинойВарвара Комарова без корзины

 

 

 

 

 

 

 

Далеко не все зрители, даже совсем неизбалованные зрелищами, были невнимательными, но абсолютно все готовы были простить режиссеру эти невинные шалости. Ведь все чувствовали, что это не обычные фильмы, а сказки, а в сказках бывает всё. Особенно в сказках о Золушке. Он и снимал их, как сказки, - легко, несерьезно, шутя. И, наверное, был прав.

1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница 6 страница 7 страница

Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M


Используются технологии uCoz