Любовь Орлова: сайт- портрет

Григорий Александров

Товарищ Голливуд

100 лет назад родился Григорий Александров

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

Статья перепечатана из журнала Время новостей N°11, 23 января 2003

http ://www .vremya .ru /2003/11/10/31452.html

Григория Васильевича Александрова вряд ли можно назвать художником сложной судьбы. Его биография искрит электрическими разрядами таланта, удачливости и энтузиазма. Не только в творчестве, но и в житейских своих проявлениях Александров, казалось, вплотную подошел к идеалу. Атлет, избегающий вредных привычек, но зато обладавший, по мнению Виктора Шкловского, «золотыми руками». В молодости – неутомимый разбиватель женских сердец, долгие годы – муж и соратник фантастической Любови Орловой. Разносторонне одаренный творец – не только кинорежиссер, но и артист, и художник, вдобавок не без голоса (в «Цирке» именно он поет за Сергея Столярова всенародный хит «Широка страна моя родная»). Один из ближайших соратников самого Эйзенштейна, участник его антимираклей и ближайший помощник на фильмах, признанных ныне бессмертной классикой. Неутомимый путешественник, венецианский лауреат, свой человек в кругах мировой киношной элиты, знакомец Диснея, Фербенкса, Чаплина. Наиболее ярко ощущение, которое производил Александров на окружающих, выразила Любовь Орлова, рассказывая о первой встрече с будущим мужем: «Я увидела бога».

Божество это было скорее языческим. Свой путь Александров начал с агитбригады в клубе екатеринбургского ЧК, «двигал» самодеятельные детские театры, был активистом творческих товариществ ХЛАМ и ПЕРЕТРУ, летал на трапеции и стоял на голове в ранних эйзенштейновских антимираклях. В кино же начал с того, что перемонтировал дореволюционные ленты на новый лад, с помощью радикальных переклеек и дополнительных титров превращая буржуазные мелодрамы в практическое руководство по классовой борьбе, – а под ножницы Александрова и его коллег попадал как безымянный ширпотреб, так и шедевры Гриффита и Ланга. Всего несколько десятилетий спустя точно так же – только теперь уже на советских фильмах, в том числе александровских учеников, – набивали себе руку подмастерья Роджера Кормана, выросшие впоследствии в американских киноклассиков.

Григорий АлександровАзарт ниспровергателя, борца с отжившими формами искусства, да и просто озорника не пропадал еще долго. Александров с удовольствием воспринимал новое: он был одним из трех кинодеятелей – наряду с тем же Эйзенштейном и Василием Пудовкиным, – увидевших «Будущее звуковой фильмы» в одноименном манифесте, а двухчастевка «Сентиментальный романс», снятая Александровым в Париже в 1930 году, может считаться предшественником видеоклипа с куда большим основанием, нежели большинство широко известных претендентов на это звание. Именно благодаря Александрову в фильмах Эйзенштейна появились эксцентрические элементы, вроде оживших каменных львов в «Потемкине». В то время новые формы искали многие. Но только Александрову удалось органично соединить жанровое начало с официальными идеологическими директивами.

Похоже, больше всего в этом ему помог опыт Голливуда. Александров (наряду с Протазановым, Кулешовым, Траубергом) был фанатиком американского кино – даже своего собственного сына Василия после приезда в Москву Фербенкса он переименовал в Дугласа. Вместе с Эйзенштейном и Тиссэ Александров работал в Голливуде, перенимая опыт всемирно известных коллег, познакомился с Чаплиным, который, по легенде, подсказал ему идею фильма «Волга-Волга». Вернувшись на Родину, Александров практически перестал общаться с Эйзенштейном и пошел по собственному светлому пути. В СССР он был, кажется, единственным, кто присягнул массовой культуре не буквой, не набором формальных приемов – а духом, тем самым неповторимым ощущением жизнерадостного кича, которое сводило с ума весь мир – и продолжает сводить до сих пор. Он единолично представлял Голливуд в Советском Союзе – «Веселыми ребятами», «Цирком», «Волгой-Волгой», «Весной» – и создал советскую «систему звезд», парадоксально состоящую из одной-единственной звезды, Любови Орловой.

В 1952 году сотворил безупречный байопик «Композитор Глинка» – в духе фильмов, которые американские режиссеры в годах снимают, когда приходит время вручать им «Оскар» за совокупность заслуг. И закончил карьеру так, как иные голливудские мэтры того времени, – комедийным ревю «Русский сувенир» и феерическим шпионским триллером «Скворец и лира». Оба этих фильма были разгромлены критикой, практически не увидели широкого экрана и были благополучно забыты. До тех пор пока не восстали из пепла как объект нового культа, отечественным вариантом «невероятно странного кино». Причудливым сувениром от человека, умудрившегося в советском кино единолично сотворить то, для чего за океаном понадобилась целая киноимперия.


Эйзенштейн, Любовь Орлова и Сталин - три главных человека в жизни кинорежиссера Григория Александрова

 

Анастасия БУЛГАКОВА, пресс-служба телеканала "Культура"

Статья перепечатана из газеты " Челябинский рабочий", 14 января 2005

http://www.chelpress.ru/newspapers/chelrab/archive/14-01-2005/1/A175888.DOC.shtml

Телеканал "Культура" представляет новый цикл программ "Легенды мирового кино" о выдающихся актерах и режиссерах ХХ века, о людях, чьи имена навсегда вошли в историю мирового кинематографа. Первая программа цикла посвящена "культовому", как теперь принято говорить, режиссеру советского кино - Григорию Александрову.

Григорий АлександровПочему именно Александров стал первым героем нового цикла? Причин несколько. Во-первых, это человек, чей звездный час совпал с событием, которое в корне изменило историю "великого немого" - с прорывом звука в кинематограф. Во-вторых, Александров единственный сумел в своем творчестве сочетать несочетаемое, он был самым советским режиссером мирового кино и, в то же время, самым американизированным советским режиссером. Он снимал фильмы по политическому заказу партии, но снимал настолько талантливо, что результат нравился всем - и высшим партийным чиновникам, и миллионам советских людей.

Простой уральский паренек Гриша Мормоненко никогда не стал бы великим Григорием Александровым, не случись ему в жизни повстречать трех людей, изменивших его судьбу. Первым человеком был Сергей Эйзенштейн, его учитель, наставник, товарищ. В 1929 году Эйзенштейн взял своего помощника Гришку с собой в Америку перенимать опыт у заокеанских коллег. Александров с первого взгляда влюбился в знаменитую "фабрику грез", в блеск и творческую энергию Голливуда. Отблески ярких голливудских огней и красок он позже перенесет в свои лучшие фильмы "Веселые ребята", "Цирк", "Весна".

Григорий Александров и Любовь ОрловаВторым человеком, без которого Александров никогда не стал бы тем, кем он стал, была его муза, его любовь, его главная актриса - Любовь Орлова. "Мы прожили с Любочкой сорок два года. Это были сорок два года счастья", - скажет Александров после смерти жены. Александров не раз признавался, что, если бы не встреча с Любой, его лучший фильм "Веселые ребята" не получился бы таким зажигательным и легким. На съемках этого фильма возник их бурный и красивый роман. В конце 30-х годов Орлова стараниями Александрова вознеслась на вершину советского "киноОлимпа". Один за другим выходят фильмы "Цирк" (роль Марион Диксон, 1936) и "Волга-Волга" (Стрелка, 1938). Это был период их общего триумфа.

Впрочем, надо тут же добавить, что все могло сложиться куда менее удачно. Пожалуй, главным человеком в судьбе Александрова был Иосиф Сталин. Именно он вынес судьбоносное резюме после просмотра "Веселых ребят": "Хорошая картина, веселая. Я как будто месяц в отпуске побывал". Известно, что Сталин благоволил молодому режиссеру и его красавице жене. Особенно нравился ему фильм "Волга-Волга". Александров вспоминал: "Однажды Сталин пригласил группу видных деятелей культуры в свой просмотровый зал смотреть "Волгу-Волгу", причем не в первый раз. Он посадил меня рядом с собой. По другую сторону сидел Немирович-Данченко. По ходу фильма Сталин, обращаясь то ко мне, то к Немировичу, полушепотом сообщал: "Сейчас Бывалов скажет: "Примите от этих граждан брак и выдайте им другой". Произнося это, он смеялся, хлопал меня по колену. Не ошибусь, если скажу, что он знал наизусть все смешные реплики этой кинокомедии". После смерти Сталина критики, завистники и злопыхатели спустили на Александрова всех собак, его как режиссера практически смешали с грязью. Тогда он перестал снимать кино (несколько его поздних фильмов с треском провалились) и занялся общественной деятельностью. Однако даже уход из кино не потряс его так, как смерть Любови Орловой. 23 января 1975 года, в день рождения мужа, Орлова внезапно потеряла сознание, через три дня она скончалась. В день ее рождения - 29 января - ее похоронили. Александров пережил свою музу всего на восемь лет и ушел из жизни почти сразу же после выхода своего последнего документального фильма "Любовь Орлова".

Григорий АлександровАлександров был не просто выдающимся режиссером советского кино. Александров был явлением. Он умел угодить всем, и партийной верхушке, и простому зрителю. Да, его фильмы были политизированы, но и высокохудожественны. Что это: особый талант или свойство конформиста? Время расставило все по своим местам. Завистники Александрова давно забыты, а его имя стало настоящей легендой мирового кино.

 

 

 

 


 

Григорий Александров

 

Еще не раз Вы вспомните меня…

 

Николай Гумилев

Еще не раз Вы вспомните меня
И весь мой мир, взволнованный и странный,
Нелепый мир, без песен и огня,
Но меж иных – единый, необманный.

Он мог стать Вашим тоже, но не стал,
Его Вам было мало или много.
Должно быть, плохо я стихи писал
И Вас неправедно просил у Бога.

Но каждый раз Вы склонитесь без сил
И скажете: «Я вспоминать не смею,
Ведь мир иной меня заворожил
Простой и грубой прелестью своею».

Еще не раз Вы вспомните меня…

 


Любимый мужчина Любови Орловой

Григорий Александров

Режиссеры Григорий Александров, Всеволод Пудовкин и Сергей Герасимов
1950 год

Григорий Александров

На IV Московском МКФ: режиссеры В. Дзурлини (Италия) и Г. Александров, актер и сценарист М. Адорф (Италия)
1965 год

Григорий Александров

Режиссеры Никита Орлов и Григорий Александров во время работы над фильмом "Да здравствует Мексика!"
1978 год

Григорий Александров

Режиссер Григорий Александров во время работы над фильмом "Да здравствует Мексика!"
1978 год

Григорий Александров

Режиссер Григорий Александров во время работы над фильмом "Да здравствует Мексика!"
1978 год

Григорий Александров

Кинорежиссер Григорий Александров во время работы над фильмом "Да здравствует Мексика!"
1978 год

Григорий Александров

Кинорежиссер Григорий Александров
1972 год

Григорий Александров

Кинорежиссер Григорий Александров
1983 год

 
Nota Bene!

На сайте, посвященном российскому и советскому кино, проводится голосование на предмет выбора лучших актеров и актрис советского кино. Все поклонники незабвенной Любови Орловой приглашаются посетить этот сайт и отдать свой голос за нее. Для этого нужно: зайти на сайт http://ruskino.ru/sovkino/, из алфавитного ряда выбрать букву О, найти раздел Любовь Орлова и нажать на кнопку Голосование.

1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница 6 страница 7 страница

Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M


Используются технологии uCoz