Любовь Орлова: сайт- портрет

Неразгаданная тайна

Любовь Орлова, 1939 год

Разгадка без загадки

Elena M

 

 

 

 

Очередная попытка приближения к разгадке тайны, которой не было.

Когда множество людей пытается искать черную кошку в темной комнате, то трудно усомниться в том, что кошка там есть. Когда множество людей пытается разгадать тайну, то трудно поверить, что никакой тайны нет. К чему же тогда столько усилий?

Почему Любовь Орлова стала главной, недосягаемой Звездой советского экрана?

Для первых - загадка уровня сложности теоремы Ферма. Нерешаемая, по крайней мере, пока.

Для вторых - всё настолько очевидно, что не стоит и объяснять.

И все же следует объясниться, из уважения к первым.

Она не была красавицей. Разве кто-то упрямо оспаривает этот факт? Видимо, нет.

Она не была великой актрисой. Разве кто-то с этим отчаянно не согласен? Кажется, нет.

Она не была сексуальной женщиной. Разве кто-то ожесточенно доказывает обратное? В общем-то, нет.

Тамара Макарова была очень красива. Фаина Раневская была гениальной актрисой. Валентина Серова была сексуальной женщиной. Разве кто-нибудь против? Конечно же, нет.

Так как же насчет первенства Орловой?

Даже самые горячие поклонники испытывают весьма противоречивые чувства, когда смотрят ее фильмы. Даже самые преданные поклонники позволяют себе критиковать ее игру. Даже самые любящие поклонники не решаются называть ее Великой Актрисой.

Так в чем же тайна ее первостатейности?

Кто-то скажет: дело в официальной пропаганде. Но никто никогда (при жизни) не величал ее "главной" актрисой советского кино, "лучшей" актрисой советского экрана, "звездой первой величины". Тогда раздавать такие звучные и нескромные титулы было не принято. В прессе ее просто хвалили, как и многих других. Награждали тоже не чаще.

Статус Первой, Главной ей неофициально присвоили люди, поклонники, которых было ... почти целая страна. Это делалось на уровне ощущения, подсознания, а не на уровне сознательного исполнения чьих-либо указаний.

Так чем же она покорила, "взяла" целую страну?

Какое слово, какой термин лучше всего, более всего подходит для того, чтобы сказать о ней? Как ее логичнее, правильнее называть? Кем она была?

Вот парадокс: к ней не подходит обозначение "женщина". В этом слове на первом плане - биологическое начало, сексуальный подтекст, определение половой принадлежности. Серова - Женщина, Дитрих - Женщина. Это подходит, это звучит. Хотя, разумеется, их сущность не исчерпывается этим определением.

Орлова - женщина - звучит как-то странновато. Человеческое, личностное начало в ней преобладало над женским. Леди, Дама, Фрау, Сеньора, Госпожа, Сударыня - вот такие обозначения как-то невольно напрашиваются для того, чтобы определить ее природу.

Что было главным и особенным в "тургеневских девушках" или "чеховских дамах"? Их человеческие качества, свойства их личности - чистота, скромность, доброта, искренность, способность сострадать, жертвенность, порядочность,... В общем, всё то, что собрано в одном ёмком, уникальном русском слове "интеллигентность". Уникально оно потому, что такое понятие существует только в русском языке и впрямую, коротко, в одном-двух словах не переводится на другие языки мира, поскольку не имеет аналогов в других культурах.

Это исключительно российской понятие, сформировавшееся в российской культуре XIX века. Оно нашло отражение в лучших творениях русской литературы, в ее замечательных мужских героях, в ее прекраснейших женских образах. Если попытаться определить максимально упрощенно, то быть интеллигентным - это быть почти идеальным человеком, живущим в соответствии с христианскими Заповедями.

Похоже, что XIX век в российской истории и культуре остался "Золотым веком", в котором жило очень много замечательных людей. Замечательных не в смысле "выдающихся, всемирно известных", а в смысле "обладавших замечательными личностными качествами". Не зря же Фаина Раневская в отчаянии восклицала" "Хочу в XIX век!"

Так вот, Любовь Петровна Орлова была дамой из XIX века. Она была единственной Леди советского экрана, как ни парадоксально звучит это словосочетание. Она была словно сошедшей со страниц романов И. Тургенева и Л. Толстого, рассказов И. Бунина, драм А. Чехова.

Как гласит мудрая китайская поговорка, "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!" Двадцатый век принес российскому народу столько перемен, бурных, жестоких, непрекращавшихся в течение многих десятилетий. Рушились многовековые устои, ломались самые основы общественной жизни.

Нам, живущим на переломе тысячелетий, привыкшим к ежедневным регулярным маленьким "катастрофам", морально "переварившим" социализм, перестройку, капитализм, глобализацию и прочие катаклизмы, почти невозможно понять ощущения и переживания тех, кто жил в первой половине ХХ века. Ведь именно в начале ХХ века произошел исторический радикальный сдвиг, переход от регулярного общества и мышления к нерегулярному, так называемому катастрофическому. Точкой перелома стала Октябрьская революция 1917 года.

Весь прежний уклад общественной и индивидуальной жизни был разрушен, и общество (кстати, не только российское) вступило в новую эпоху - эпоху постоянных перемен. Живой классик менеджмента Питер Друкер назвал наше время "эпохой, не имеющей закономерностей" (в дословном переводе - "эпохой прерывности").

И вот простой россиянин оказался в этом море перемен. Чаще всего, против своей воли, неосознанно. Его, простого человека, обывателя, втянули, вбросили, ввергли в революцию, гражданскую войну, экспроприацию, репрессии, отечественную войну, классовую борьбу, борьбу со шпионами и нескончаемыми тайными и явными врагами, коллективизацию, индустриализацию, стахановское движение, массовые судебные процессы и расстрелы, выращивание кукурузы, денежные реформы, "стройки века" и прочие большие и малые испытания и передряги.

И среди этого бесконечного хаоса, испытаний, тягот, сумятицы, неопределенности в отношении собственной судьбы, угроз, недоверия, стукачества, лишений - к кому должно было потянуться сердце обычного, простого, рядового человека, жителя этой измученной переменами страны? Кого он должен был выбрать как свой идеал, образец, "приют уставшей души", устойчивый "причал" в море перемен?

Любовь Орлова, 1946 годРиторический вопрос, поскольку ответ очевиден. На экране - Прекрасная Дама из прошлого века, из прошлой, спокойной и понятной жизни, воплощение культурного идеала той, ушедшей эпохи. Это был именно выбор сердца, неосознанный, не объясняемый словами, но - единственно возможный. Поскольку Она была одна - Такая. Было достаточно много Прекрасных Дам на театральной сцене. Но так случилось, что почти только одна Орлова - на киноэкране.

Всё остальное - внешность, музыкальность, артистизм - было вторичным, хотя, конечно, дополняло, усиливало эффект. И дело не в том, какие роли она играла. Дело было только в ней самой. Главное - она была воплощенной "любовью к прошлому", к безвозвратно ушедшей, а потому такой дорогой и привлекательной жизни. Она напоминала обо всех прекрасных несбывшихся мечтах. Ведь люди XIX века мечтали совсем не о таком будущем, в котором они оказались в веке двадцатом. Она была мечтой о будущем, которое не наступило.

И, одновременно (опять парадокс!), она была мечтой осуществленной, надеждой сбывшейся - вот, смотрите, Дама из прошлого века стала знаменитой актрисой уже в новой жизни, вот она поёт, танцует, улыбается, смеётся, живёт и работает. Значит, это возможно - жить, петь и улыбаться даже в это ужасное время, даже в "эпоху перемен", даже в "эпоху, не имеющую закономерностей", даже при новом строе. Она была "соломинкой для утопающих", спасательным кругом в море перемен.

Разве был у людей в ХХ веке иной выбор? Если речь идет о выживании, о жизни и смерти, скажем грубо, до секса ли тогда людям? В такие переломные времена особенно остро встают "вечные вопросы" и актуальными становятся "вечные ценности". Вот об этих ценностях и напоминала смятенным людям Первая Леди советского кино. Она помогала им выживать достойно, она помогала спасать души, а не только тела.

Какая уж здесь тайна? Всё ясно, как Божий день.

Она действительно была российской Мадонной, Спасительницей, Заступницей. И, кроме заботы о своей внешности (разве это грешно?), она постоянно проявляла заботу о людях, активно творила добро. А ведь в нашей поп-культуре только сейчас, под влиянием западных образцов, стало модно звездам шоу-бизнеса заниматься благотворительностью. В советские времена такой "моды" не было. Но жертвенность, служение людям были неотъемлемой частью культуры XIX века, атрибутами интеллигентного человека. И Она считала это своим долгом, гармоничной частью своей Миссии.

А чего ей самой это стоило, какую цену она заплатила, какие жертвы принесла, чтобы выполнить свою человеческую Миссию на этой Земле - мы никогда до конца не узнаем и не поймем. Важен результат. Похоже, это тот самый случай, когда цель все-таки оправдала средства.

Покой, Спасе наш, с праведными рабу Твою Любовь, и сею всели в дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко благ, прегрешения ея вольная и невольная и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

 

 


Ботичелли “Рождение Венеры”

О дате рождения

 

 

 

 

С годом рождения Л.П. Орловой все легко и понятно - от текущего года отнимаешь 39 и получаешь искомую цифру, ошибиться невозможно.

Но с датой, т.е. с днем и месяцем, вышла невероятная путаница, которая вряд ли когда-либо разрешится окончательно.

Благодаря любезности замечательного российского искусствоведа Глеба Анатольевича Скороходова и внимательности преданной поклонницы Sally Morgan точно установлено, что в своей автобиографической справке Петр Федорович Орлов указал: "Имеет детей: дочерей родившихся: Анну - 2-го Декабря 1897 г., Любовь - 16-го января 1902 г." (см. фото).

16 января - это дата по старому стилю.

Дата рождения

 

 

 

 

 

На мемориале на Новодевичьем кладбище указана дата рождения "29 января 1902 г." Она была указана по распоряжению родственников (мужа и родной племянницы).

29 января - это дата по новому стилю.

Мемориал

 

 

 

 

 

В энциклопедии - одной из тех немногих официальных публикаций, которым люди больше привыкли доверять, чем не доверять - указана дата рождения "11 февраля". Появление нереальной даты рождения, конечно, не столь парадоксально, как появление несуществующего человека "Подпоручика Киже" в результате канцелярской ошибки, но все равно довольно впечатляюще, особенно, когда речь идет не об обычном человеке, а о знаменитости.

11 февраля - это дата, которая не имеет никакого отношения к появлению на свет Л.П. Орловой. Этот факт многих обескураживает, а тех, кто родился в этот день, так и вовсе ужасно огорчает.

Но что же теперь с этим делать?

Видимо, с этим уже ничего не поделаешь. Энциклопедию из-за одной ошибки перепечатывать никто не станет. Официального опровержения с извинениями (чьими? перед кем?) тоже не стоит ожидать.

Должно быть, это снова "рука судьбы" - у необыкновенной личности даже с датой рождения вышла нестандартная ситуация. Три даты рождения - это сильно, даже, может быть, стильно. Вот даже у британской королевы Елизаветы Второй только два дня рождения - один свой личный, в апреле, а второй - официальный день рождения Британского Монарха, в июне. А у Л.П. Орловой - целых три. Один - по старому стилю, второй - по новому, а третий - "энциклопедический", для официального всенародного празднования. Уникальный случай.

Поклонникам же остается хотя бы в один из этих трех дней просто сходить в церковь и поставить свечку за упокой души рабы Божией Любови.

 

1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница 6 страница

Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M


Используются технологии uCoz