Любовь Орлова: сайт- портрет

Mona LisaЛюбовь ОрловаЛюбовь Орлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще одна версия

Конечно, с чем-то в данном анализе можно не согласиться, но, в общем, материал довольно интересный.

Источник: По материалам передачи "Шедевры старого кино"

Дарья Редькина

 

Любовь Орлова. Тоталитарная красотка номер один.

Как у нее получилось стать женским символом целой эпохи? В чем тайна невероятного успеха Орловой?

Попробуем раскрыть несколько секретов ее фантастического обаяния.

1.Идеальная женщина

На экране – отчасти сама Орлова, отчасти лицо, которое нужно эпохе. Маска, которую надо надеть при входе в это царство. Орлова сумела носить эту маску.

Любовь ОрловаНе меняться с годами, не стареть, а главное, не терять жизнерадостности ни при каких обстоятельствах. Экран должен показать зрителю Идеальную женщину.

Весьма сложная задача при условии, что актриса впервые появляется на экране не в 20, а после 30. Поневоле поверишь в судьбу.

Во время съемок фильма « Веселые ребята» оператор записывал: «Снимаем жуткую халтуру, которая, несомненно, будет иметь успех. Трудно себе представить до каких пределов может дойти дурной вкус. А хуже всего, когда на площадке появляется "хозяйка". Гриша совсем потерял от нее голову».

«Хозяйка» – это Любовь Орлова.

Фильм «Веселые ребята», где Орлова впервые появляется в своем амплуа – превращается из Золушки в звезду, – вышел на советские экраны вопреки всему. Во всех фильмах Александрова у нее теперь будет два лица – Золушки и почитаемой звезды. В «Веселых ребятах» все соткано из парадоксов. Вместо советских лозунгов - американские гэги, вместо марша - сомнительный джаз. И тут же Орлова - со своим дворянским происхождением. В ее роду смешалась кровь сорока семи царственных домов и десяти православных святых, два из которых - Великая Княгиня Киевская Ольга и Великий Князь Киевский Владимир – причислены к лику равноапостольных. Как и в самом фильме, все переворачивается с ног на голову. Фильм становится символом тоталитарной эпохи, Любовь Орлова – ее лицом.

По мнению современниц, Орлова не была столь хороша, пока за нее не взялся Александров. Он подогнал ее внешность под тот образ звезды, который режиссер уже видел в реальности: на его собственных глазах восходила звезда Марлен Дитрих. «Цирк» снят отчасти в подражании «Голубому ангелу» с Марлен Дитрих. Даже имя героини созвучно – иностранка Марион. Удивительно, насколько иногда подражание приводит к созданию стопроцентно своего материала.

Григорий Александров не останавливается на достигнутом. Он часами выставляет свет, исключает точки, с которых Орлову снимать противопоказано. Экранная звезда не должна иметь ничего общего с реальным человеком, она все дальше удаляется от жизни в запредельные сказочные дали.

Зритель сходит с ума, пытаясь поймать хоть блик, хоть тень этого приторного счастья, полученного из формулы правильной улыбки и освещения.

2.Жизнелюбие.

Если бы не опыт Александрова в Америке, если бы не его пересаживание на нашу почву искусственного оптимизма и жизнерадостности американской комедии, не было бы и такой Орловой. Была бы в крайнем случае, вторая Вера Холодная, но, скорее всего, Орлова осталась бы в театре. Александров удачно выбрал жанр, в котором засверкала Орлова – веселая музыкальная сказка с неизменным хеппи-эндом. Все происходящее на экране намеренно оторвано от реальности. Каждый жест, каждая песня – все это цирк («Цирк»), джаз-оркестр («Веселые ребята»), театральная самодеятельность (« Волга-Волга»).

После выхода на экраны «Цирка» Эйзенштейн окрестил команду Александрова, Дунаевского и Лебедева-Кумача «орловскими рысаками». Группа Григория Александрова превратилась в маленький Голливуд, фабрику грез со своей собственной звездой – Любовью Орловой. В одном из французских еженедельников после выхода «Веселых ребят» написали: «"Веселые ребята" производят впечатление, будто на кинофабрику пробрались буржуазные режиссеры и тайком в советских декорациях сняли эту картину». Настолько всех удивило веселое буйство в этой картине. Это как будто претило строгим плакатам и строю, но именно мажор – в виде фильмов и песен - прижился на этой почве как нельзя лучше.

Любовь Орлова - СтрелкаОрлова на экране – всегда «заводила». Сюжет закручивается благодаря ее уверенности и задору. Энергия и оптимизм ее героинь неиссякаемы. Стрелка собирает коллектив и привозит его в Москву, Таня обслуживает 150 станков, Марион вообще выстреливают из пушки вместо ядра. Орлова выходит из берегов голливудского жанра и в конце концов перекрывает все условности фильма своей личностью - сильной, властной, полнокровной и убедительной. И снова парадокс – в искусственном жанре рождается естественная живая героиня. Она может убедить в чем угодно и героев, и зрителей. Кажется, пожелай она поменять местами Луну и Солнце, так ведь сама это тотчас и сделает! Для нее нет ничего невозможного.

3. Блондинка.

Один из первых шагов в изменении внешности – Орлова из шатенки перекрашивается в блондинку.

Золотистые локоны Орловой превращают ее в божество. Александрова она называет богом с золотыми кудрями. Вместе они становятся парой небожителей. «Я увидела голубоглазого золотоволосого Бога, и все было кончено», - вспоминает Орлова о первой встрече с Григорием Александровым.

Александров делает и Орлову похожей на солнце, на яркое светило, вокруг которого вращаются все персонажи фильма. Познакомившись, Орлова с Александровым гуляют всю ночь по улицам Москвы. Эта история попадает в сюжет «Весны», самого солнечного фильма советской эпохи. Одно название фильма – «Весна» напоминает о времени, когда солнца становится все больше. Работая в институте Солнца, Орлова дублирует собою солнечный свет. Будучи ученой, она аккумулирует энергию Солнца! А другое золотоволосое светило, Григорий Александров, собирает на экране все солнечные отражения.

После каждого фильма с Орловой количество крашеных блондинок в советской стране резко увеличивается.

По одной из легенд, Вождь, сидя с Александровым на очередном просмотре, говорит: «Если хоть один золотой волос упадет с ее головы, мы вас расстреляем»…

4. Любовь

Илья Ильф, позже вместе с Петровым убравший свое имя из титров «Цирка», так как режиссер изменил все до неузнаваемости, пишет об Александрове: «Это я хотел бы быть таким высокомерным и веселым. Это я таким бы хотел быть, вздорным болтуном, гоняющимсям за счастьем, которого наша солнечная система предложить не может».

Александров – счастливец, вызывающий зависть у творцов. Он побывал за границей, познакомился с Чаплином, да и сам по себе он легкий, жизнерадостный и везучий человек. Власть одобряет самые безумные его замыслы.

Встреча с этим человеком для Орловой была подобна вспышке, ослепившей ее на всю жизнь. Никогда не желавшая связываться с кинематографом, она вдруг понимает, что готова посвятить кино всю свою жизнь. Она готова играть что угодно, быть смешной, некрасивой, в полосатых чулках, надеть костюм клоуна – лишь бы рядом с ней был этот человек.

Она верит в Александрова, и это залог их общего успеха.

Два человека, вписанных в круг Судьбы, вместе делают невозможное. Они проходят сквозь игольное ушко и обманывают советскую власть. «Я хотела быть счастливой в СССР! Но это невозможно! Импосибле!»- Орлова в «Цирке». Они разрушают стереотипы, вносят переполох в советский кинематограф, и, не замечая противников, убеждают всех, что их музыкальная комедия, сильно не обремененная идеологией, - и есть истинно советское кино.

5. Кокетство

Парадокс: страна проповедует образ полноватой колхозницы, женщины-матери, а народ сходит с ума по цирковой красотке. Красавица и символ тоталитарной эпохи – полная противоположность тому, что повсюду отливают в бронзе и прорубают в мраморе. Тираны любят кокетливых женщин. Вся партийная верхушка обожала балерин, которых сложно сравнить с изваяниями женщины с веслом. Веяния Голливуда гораздо более заманчивы. На экране – серьезная женщина, прибегающая к хитрости и изображающая кокетку по долгу службы, у нее всегда две жизни, тени и отражения.

Игра в слабость! Все в восторге от подпрыгивающих бровок и наивно распахнутых глаз. Искусственное кокетство эффектно соседствует с отчаянностью, качеством, внутренне присущим самой актрисе. Орлова готова на все, что потребуется на пути к совершенству. Кроме того, она делает все, чтобы сопротивляться нищете, которой успела хлебнуть в юности.

Посмотрите, в «Веселых ребятах» Анюта вскакивает на быка верхом и погоняет его веником. Этот трюк по сюжету должен был делать Леонид Утесов, но он не решился. И тогда на быка забралась Орлова. Бык сбросил ее, она сильно расшибла позвоночник и более месяца пролежала в больнице.

Когда стало ясно, что никакая опасность Любочке не грозит, ее мама долгое время всем гостям задавала один и тот же вопрос: «А вот вы посадили бы свою жену верхом на быка?»

6. Мужские черты

Обязательно присутствуют у женщин, пользующихся безумной любовью. Именно таких называют фантастически женственными – Дитрих, Монро, Орлова. Они не рожают детей. Они первыми начинают носить мужские костюмы, курят и совершают смелые поступки, а мир охает в восхищении от чарующей женственности. Это еще один парадокс – мужское поведение или черты характера, придающие женщине особый шарм.

7. Воля

Вряд ли кто-то до сих пор считает, что жизнь звезды – это только удача, и, как следствие - веселые компании, шампанское, море цветов и поклонников.

Любовь ОрловаУдача или Судьба бесспорно присутствуют в жизни Орловой, но слабые люди не становятся звездами. Это правило номер один. У многих шелковых на вид красавиц можно поучиться жизни.

Орлова делает ежедневную гимнастику балерины у станка и следует строжайшей диете. Даже в больнице она требует установить станок для продолжения гимнастических занятий. Чем больше работы над собой, тем сильнее иллюзия: она беспечна словно пташка.

8. Искренность

Она не стеснялась тех, кого оттолкнула власть. Как-то во время остановки поезда «Москва - Алма-Ата» Орлова заметила в окне одного вагона вдову Булгакова, Елену Сергеевну, совершенно истощенную.

Заговаривать с ней никто и не собирался. Орлова оказалась единственной, кто подошел к ней. Она пригласила ее в свое купе и накормила, хотя близкими подругами они никогда не были. Точно так же она бросилась с объятиями к отсидевшей в лагерях вдове бывшего директора «Мосфильма». Остальные сделали вид, что не узнали ее.

Как вспоминают современники, Орлова умела дарить душевную радость. Фаина Раневская заметила как-то: «Сказать об Орловой, что она "добрая",— это все равно, что признать, что Лев Толстой — писатель не без способностей».

9. Маска

Самый главный секрет Орловой в том, что ее маска к ней самой не прирастает. Она никогда не играет саму себя. Дистанция между актрисой и ее ролью всегда остается, как если бы ученой пришлось бы на день заменить артистку или иностранке пришлось бы говорить по-русски. Эту дистанцию создает вынужденный социальный маскарад – всю жизнь Орлова скрывает свое благородное происхождение. Это маскарад при жизни, который проявляется на экране, это заметно, но невозможно поймать, сформулировать, показать пальцем.

Любовь ОрловаТемный парик на крашеной блондинке.

Заручившись покровительством Судьбы и Случая, она сумела объегорить несправедливость жизни. Орлова взяла от жизни все, что причиталось ей по праву.

Все называли ее на «Вы», включая мужа и Федора Шаляпина, знавшего ее маленькой девочкой.

Она ездила на шикарных авто. У них с Александровым был личный шофер, кухарка, сторож. Советская власть легко отпускала ее в Париж, куда она могла собраться всего лишь для того, чтобы купить новые перчатки.

Мужчины, встречая ее на улице, снимали шляпы и раскланивались.

Ей писали письма по адресу «Москва, Орловой», и все они доходили.

1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница 6 страница

Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M


Используются технологии uCoz