Любовь Орлова: сайт- портрет

Любовь Орлова, Первая леди советского кино

Опубликовано suzidoll 2 февраля 2009 г.

(перевод автора сайта)

Источник: Lyubov Orlova: The First Lady of Soviet Cinema

 

 

 


Комментарий переводчика:

Примечательно, что эта публикация не российского, а американского автора - одна из самых вдумчивых и серьезных попыток осмысления специфики исторической ситуации 1930-х годов, объективного объяснения позиции создателей советских комедий в этот трагический период и беспристрастной оценки их творчества.


Я работаю на Facets Multi-Media в Чикаго, который гордится тем, что предлагает публике зарубежные независимые и классические фильмы, продавая или сдавая их напрокат на DVD, или демонстрируя их в небольших кинотеатрах. Наш замечательный автор программ Чарльз Колеман знает о современном зарубежном кино больше, чем кто-либо еще, и он представляет очень интересные фильмы в кинотеатрах на протяжении многих лет. Для разнообразия он приобрел серию русских фильмов 1930-х гг., которые представляют самую известную советскую кинозвезду Любовь Орлову. Невероятно популярная в 1930-х гг., Орлова специализировалась на музыкальных комедиях, которые повторяли голливудские мюзиклы того времени. Хотя вы легко можете увидеть сходство между старыми мюзиклами Уорнер Бразерс и их русскими «коллегами», последние определенно являются самостоятельной кино-коллекцией.

Советские музыкальные комедии. Есть в этой фразе что-то такое, что кажется просто странным, возможно из-за традиционного восприятия советского кино, как состоящего только из скучных, сухих драм, идеализирующих крестьянскую жизнь и социалистическое общество. Называемый социалистическим реализмом, этот тип советского фильма определяется в западных книгах по истории кино как официальный стиль советского кино, что часто создавало ошибочное впечатление, что это были единственные фильмы, снятые в России в годы Сталинизма. Со времени распада советского блока в студийных архивах обнаруживается все больше и больше фильмов, которые противоречат взглядам, утвердившимся в западных книгах по истории кино.

В середине 1930-х гг. главный администратор советского кино Борис Шумяцкий издал официальный декрет, который поощрял производство мюзиклов, отмечая, что киноиндустрия должна фокусироваться на создании «фильмов для миллионов». Не только простые русские люди обратились к этому жанру, но сам Сталин почувствовал вкус к самым безумным из этих музыкальных комедий. И опять-таки, есть что-то в имени Сталин и в термине музыкальная комедия, что не подходит друг к другу, не стыкуется, особенно если рассматривать именно данные комедии. Я не часто использую слово «буйство», но оно абсолютно подходит к этим фильмам. Наконец, Сталин был абсолютно влюблен в Любовь Орлову, которая создала серию чрезвычайно популярных фильмов со своим режиссером-мужем Григорием Александровым, которые принесли им прозвище «Первой пары советского кино».

Звездный образ Орловой был образом пролетарской героини. Она выделялась, играя стройную белокурую деревенскую девушку, которая умела петь и танцевать. По ходу сюжета ее героини добивались своих целей и становились красивее или счастливее, благодаря таланту, упорному труду, оптимизму, и оставаясь преданными советской идеологии. Талантливая актриса выглядела немного похожей на Марион Дэвис и пела в опереточном стиле, как Джанет МакДональд. Одна из кинорецензий, которую я читал, называла ее «идеальной женщиной 1930-х, femina sovietica, современной Валькирией в белом свитере с крутым перманентом» (цитата из статьи С. Николаевича – прим. перев.). Хотя Орлова не была ни стройной, ни хорошенькой, это описание показалось мне несправедливым и предубежденным. Оно демонстрирует желание некоторых из тех источников, которые я читал, смотреть на Орлову, Александрова и их фильмы свысока, поскольку их фильмы были продуктом советской России, а мы все еще находились в состоянии холодной войны, и все, что касалось старого СССР, расценивалось, как подозрительное и испорченное.

Имидж Орловой, как беззаботной, всегда оптимистичной крестьянки, был странным для ее происхождения. Рожденная в 1902 г. в пригороде Москвы, Любовь была дочерью офицера российской царской армии, дворянина. Ее мать была потомком старинной аристократической семьи. Орлова училась игре на фортепиано и пению в Московской консерватории, затем танцам и хореографии в Московском театральном техникуме. Она брала домашние уроки у одного из режиссеров Московского музыкального театра Станиславского. В период обучения она пользовалась своими навыками игры на фортепиано, озвучивая немые фильмы в московских кинотеатрах. В 1926 г. она впервые появилась на сцене. В этом же году она вышла замуж за Андрея Берзина, заместителя наркома Государственного Земельного Комиссариата. Хотя такой пост, казалось, означает, что Берзин был связан с руководством страны, однако на деле он был оппозиционным политиком. Четыре года спустя Берзин был арестован по обвинению и посажен в тюрьму. Пока Орлова и Александров создавали свои мюзиклы, Берзин сидел в тюрьме, а затем был заключен в ГУЛАГ. В 1948 г. у него обнаружили рак и отпустили из лагеря, чтобы он смог вернуться домой к матери, где он и умер.

В течение многих лет Орлова ничего не знала о судьбе Берзина и о том, где он находится в заключении. После ареста Берзина Орлова впала в депрессию и начала сильно пить. В конце 1930-х гг. второй муж, Александров, заставил ее бросить пить, пригрозив ей отлучением от кино. Она послушалась, и они продолжили работать вместе.

Александров был ассистентом Эйзенштейна, мастера монтажа. Он работал с Эйзенштейном над фильмами «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь» и отправился с известным режиссером в Америку и Мексику в 1930-х гг. для работы над проектом, который в итоге не получилось реализовать так, как они задумали. Они вернулись в Советский Союз в 1932 г. Пока Александров был в Голливуде, он многое узнал об американском стиле кинопроизводства, изучая традиционные голливудские мюзиклы. Он очень заинтересовался кинозвездами-женщинами, особенно Гретой Гарбо, Марион Дэвис, Джинджер Роджерс. По возвращении домой он встретился со Сталиным и продюсером Шумяцким и согласился снимать мюзиклы.

Александров встретил Орлову, когда отбирал ее для роли поющей служанки в своем первом мюзикле «Веселые ребята», который также называли «Москва смеется» или «Джаз-комедия». Они полюбили друг друга во время съемок и, спустя некоторое время, поженились. «Веселые ребята» — это поистине интересное зрелище. Легкий сюжет с участием пастуха, который похож на знаменитого дирижера, за которого его часто принимают. Обе роли исполняет хорошо известный российский певец мюзик-холла Леонид Утесов. Орлова выступает в роли второго плана, как деревенская служанка, которая работает на москвичей, представителей праздного класса, в их курортном домике. И служанка, и пастух попадают в Москву, где он чудесным образом оказывается во главе деревенского оркестра, а она становится певицей в его джаз-банде.

Будучи по большей части мюзиклом, «Веселые ребята» напичканы вставными номерами, смешными положениями, трюками с животными и даже немного анимацией. Тон их более фантазийный, чем романтический, поскольку очень энергичные и оптимистичные герои поют, не переставая, постоянно улыбаются и не дают объяснения своим поступкам. Те, кто не любит американские мюзиклы, часто называют в качестве причины недостаток реализма. Что ж, им точно не понравились бы советские мюзиклы: «Поющие под дождем» выглядят просто документалистикой по сравнению с сумасбродными «Веселыми ребятами».

Буйная атмосфера, смехотворно счастливые герои (они действительно, действительно «веселые», как сказано в названии) и нелогичная сюжетная линия являются частью очарования этого фильма, но он также полон замечательных кинематографических моментов. Начальная сцена представляет собой один продолжительный кадр пастуха, проходящего через городок с несколькими помощниками и некоторыми из его животных. Кадр длится 4 или 5 минут таким образом, что остаются скрытыми редакторские склейки (стыки кадров) – подобно тому, как это сделал Хичкок в «Веревке» 14-ю годами позже. Это смотрится на удивление современно, т.к. очень много современных фильмов начинаются с длинного кадра, сопровождающего героя, проходящего через запутанные препятствия в окружающем его пространстве. Еще более примечателен факт, что этот продолжительный кадр был снят в российской деревне, и камера двигается вдоль каменистой дороги, через огороженный сад и плавно поднимается на холмы. Открытый панорамный кадр сразу же вносит движение и энергию во все кино, задавая темп остальному фильму.

Когда пастух приступает к работе, он выстраивает в ряд своих животных и производит перекличку в юмористической сцене, напоминая мне использование Эйзенштейном животной символики в его знаменитых монтажных сценах. В этой сцене кадр с пастухом, выкрикивающим имя животного, сопровождается вставкой кадра с животным. Этот кадр становится основой юмора. Например, пастух выкрикивает «Секретарь», и Александров вставляет кадр овцы; пастух выкрикивает «Бюрократ», и идет вставка кадра со старым козлом. Когда он выкрикивает «Марья Ивановна», кадр коровы, лежащей в грязи, идет следом. Я постарался обратить на это особое внимание. Насколько мне известно, Марья Ивановна была одной из жен Ивана Первого, Московского князя, который захватил русские земли, когда другие князья отказались выплатить свои долги. Хотя я не знаю, что на самом деле было в этом сравнении Марьи Ивановны с коровой, я мог бы сказать из контекста, что это было оскорбительно. Самый смешной пример, когда пастух выкрикивает «Английские леди (англичанки)», и Александров показывает несколько свиней в грязи. Хотя это и проще, чем использование Эйзенштейном настоящего монтажа, эта сцена зависит от редакции, последовательности, в которой должны появляться шутки, чтобы они сработали.

Большая часть юмора в фильме крутится вокруг животных, включая первую главную сцену, в которой появляется Орлова. Пастух приглашен в курортный дом состоятельным семейством, т.к. они подумали, что он – знаменитый дирижер. Когда его попросили что-нибудь исполнить, он достает свою флейту и начинает играть, непреднамеренно сзывая в дом своих животных. Животные вваливаются через окна и французские двери, создавая хаос. Они пьют из открытых бутылок алкоголь и пьянеют. Свиньи залезают на стол и разваливаются на обеденных тарелках, бык оказывается в постели с благородной дамой, коровы пьют из аквариума, Орлова, играючи, влезает на спину быка и пытается направить его вон из дома, и т.д.

Позднее, когда действие переносится в Москву, и музыкальные номера сменяют друг друга в быстрой последовательности, некоторые четко скомбинированные съемки множества пианистов или арфистов напоминают Бёрсби Бэркли, чье влияние на Александрова очевидно. Несмотря на восхитительные панорамные съемки, хорошо аранжированные композиции и непревзойденный юмор, имеются некоторые неуклюжие аспекты фильма, включая слабую редакцию диалогов и некоторые музыкальные номера, которые просто непривлекательны для не-русской аудитории.

Из всех мюзиклов с Орловой, «Волга-Волга» была самой любимой у Сталина. При его энтузиазме, он действительно отправил копию Франклину Рузвельту. Менее смешная, чем «Веселые ребята», «Волга-Волга» по-прежнему излучает ту же энергию, оптимизм и веселость. Орлова, неоспоримая звезда «Волги-Волги», играет Стрелку, письмоносицу из маленькой деревни на реке Волге, которая также поет и танцует в местных музыкальных представлениях. Ее жених – классический трубач, который смотрит свысока на любительских сельских музыкантов. Это вызывает много споров между ним и Стрелкой, которая полна энтузиазма и является явным лидером. Когда оркестр ее жениха и любительский оркестр Стрелки хотят участвовать в Московской музыкальной олимпиаде, обе группы устраивают гонки по Волге, чтобы увидеть, кто первый доберется до Москвы, чтобы участвовать в соревновании. В фильме представлены гонки ужасных судов, некоторые сложные вставные номера с участием десятков певцов и танцоров, и много трюков, в которых герои падают с большого колесного парохода в воду. Однако неиссякаемая веселость и оптимизм Орловой и позитивное изображение пролетариата заставили Сталина чуть ли не боготворить этот фильм. Александрову удалось совместить развлечение с идеологией, и он показывает счастливых крестьян, постоянно работающих, чтобы улучшить жизнь в своей живописной деревне. Многие кадры сняты на натуре, и окрестности Волги очень красивы. На их фоне можно наблюдать, как Орлова и ее друзья-односельчане весело скачут во время работы.

Другие фильмы с участием Орловой столь же интересны или развлекательны. В 1936 г. в фильме «Цирк» она играет американскую циркачку, которая родила черного ребенка, что вызвало ярость ее соседей и других местных жителей. Группа белых мужчин пытается ее догнать в попытке линчевать. Она уезжает в Советский Союз, где она и ее сын приняты с распростертыми объятьями. «Светлый путь» (1940 г.) был назван апофеозом сталинского прославления. Орлова играет ткачиху на текстильной фабрике, чья работа возносит ее на вершину карьерного успеха в советском стиле. Ее упорная работа и инновационные методы приводят ее в Кремль, где она получает орден Ленина. Затем она учится на инженера и, наконец, избирается депутатом Верховного Совета. Любовь Орлова снималась и в фильмах других режиссеров, но фильмы ее мужа определили ее карьеру. В 1950-х гг. она перестала сниматься в кино и вернулась на сцену. Она умерла в 1975 г. и похоронена в Москве.

Сталин наградил свою любимую звезду множеством наград, включая звание Заслуженного деятеля искусств в 1935 г., Сталинскую премию за «Волгу-Волгу» и «Цирк» и орден Ленина в 1940 г., Сталинскую премию и почетное звание Народной артистки СССР в 1950 г. Публика также обожала Орлову, и работники всех отраслей отправляли ей подарки и награждали почетными титулами и званиями. В 1972 г. малая планета была названа советскими астрономами 3108 Lyubov в честь Орловой, и экспедиционное судно было названо «Любовь Орлова».

Проводя исследования творчества Орловой, я обнаружил, что многие источники, включая документальный фильм о советских мюзиклах «Ист-сайдская история», были настроены критически по отношению к актрисе, ее мужу, Александрову, и их мюзиклам, вследствие значительно присутствия в них советской идеологии. Популярность этих фильмов в 1930-х гг. совпала со сталинскими преследованиями и политическими чистками его врагов, интеллигентов, художников и просто почти всех, кого он не одобрял. «Чистки» – это одно из тех милых исторических слов, которые обозначают путешествие в один конец – в ГУЛАГ, откуда о множестве людей больше ничего не было слышно.

Однако также есть авторы, которые считают смешным установление связи между фильмами и реальной историей, или утверждают, что любовь Сталина к этим фильмам и появлению в них Орловой была лицемерной, притворной, учитывая то, что действительно происходило в это время. Но оптимистичная, легкомысленная «пища», которая вколачивала советскую точку зрения, была именно тем видом фильмов, который имел смысл в исторических рамках того времени – точно так же, как мюзиклы Уорнер Бразерс были выпущены в самые темные дни Великой Депрессии и в качестве подтекста поддерживали философию Нового курса Франклина Рузвельта. (Стоит напомнить, что в этот период Рузвельт еще и отменил «сухой закон» в Америке – прим. перев.). Этот тип мюзикла являлся «бегством от реальности» в том смысле, что зрители, которые его смотрели, были увлечены прочь от того ада, который их окружал; они получали инъекцию в виде идеологической дозы, которая давала им стимул, чтобы выстоять, пережить происходящее вокруг.

Один источник анализировал задачу Орловой и Александрова создавать фильмы, когда вокруг происходили такие политические потрясения. Автор (имеется в виду Дина Иорданова – прим. перев.) размышляла, что, возможно, супруги не знали о том, что происходило, но они должны были это понять, догадаться об этом. Хотя автор не высказала этого открыто, я думаю, что она полагала, что Орлова и Александров должны были перестать делать эти глупые мюзиклы, когда они осознали «правду». Какая наивность. Их приглашали на вечеринки в доме Сталина, они были знакомы с членами его окружения. Они точно знали, что происходило вокруг, и об этом свидетельствует тот факт, что Орлова при случае обратилась к Сталину с вопросом о том, что случилось с ее первым мужем, Андреем Берзиным. Сталин холодно сказал ей, что Берзин еще жив, и что он может устроить ей визит, если она настаивает. Невозмутимо он добавил, что, возможно, она захочет воссоединиться с ним. Угроза была очевидной, и Орлова никогда больше не поднимала этот вопрос. Александров собрал команду, с которой он постоянно создавал свои мюзиклы, и которая включала административного директора Бориса Шумяцкого, как продюсера, и Владимира Нильсена, как оператора. К концу 1930-х гг. и Нильсен, и Шумяцкий (чей декрет инициировал создание советских музыкальных комедий) были арестованы и казнены в одну из «чисток». То, что такая же судьба могла постигнуть и Орлову с Александровым, было для них очевидным. Мысль сообщить Сталину, что они больше не хотят снимать мюзиклы, не могла даже мелькнуть в их головах.

Но данная история не имеет ничего общего с достоинствами этих фильмов. Идеология не может опровергнуть великий панорамный кадр в начальной сцене «Веселых ребят», и сталинские политические чистки не делают Орлову менее талантливой, как актрису и исполнительницу в «Волге-Волге». Историю, стоящую позади популярной культуры, важно знать. Это поднимает уровень понимания, что помогает зрителям получать больше от этих фильмов, но это не должно отрицать достоинств этих фильмов.

Если кто-либо интересуется этими забавными, но интересными хитами русской популярной культуры, вы можете взять их напрокат через арендную программу Facets Multi-Media, или даже лучше, если вы живете в Чикаго или поблизости, пожалуйста, приходите и посмотрите один или несколько из этих фильмов. Я не могу гарантировать, что они вам понравятся, но они точно удивят и развлекут вас.

Полезные ссылки:

10 лет без права переписки

Turkeys on the spit

1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11 стр. 12 стр. 13 стр.
14 стр. 15 стр. 16 стр. 17 стр. 18 стр. 19 стр. 20 стр. 21 стр. 22 стр. 23 стр. 24 стр. 25 стр.

Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M


Используются технологии uCoz