Любовь Орлова: сайт- портрет

 

 

 

 

 

 

Любовь Орлова: Творческий портрет

Фрагменты из кинофильмов, Сцены из спектаклей театра имени Моссовета.

Сторона 1 :

"Весёлые ребята" - Л. Орлова , Л. Утесов
"Цирк" - Л. Орлова , С. Столяров , В. Володин , Г. Александров
Выступление И. Ильинского
"Волга - Волга" - Л. Орлова , И. Ильинский
"Светлый путь" - Л. Орлова , В. Володин

Сторона 2:

"Весна" - Л. Орлова , Н. Черкасов , Р. Зеленая , Р. Плятт
"Нора" (Г. Ибсен) Л. Орлова , С. Цейц
Выступление Г. Александрова
"Лиззи Мак-Кей" (Ж. П. Сартр) Л. Орлова, С. Соколовский
Выступление Г. Александрова

"Милый лжец" (Дж. Килти) Л. Орлова, Р.Плятт


Автор композиции: С. Кузнецов
Комментарий и режиссура: М. Турчинович
Составитель: Э. Тобак, В. Попов.

Голос звезды

Сейчас вы услышите голос Любови Петровны Орловой, голос, который знали, любили, помнили несколько поколений советских зрителей.

Я сказал «зрители» не случайно. Голос это звучал вначале с экранов и только потом по радио, с патефонных пластинок, с эстрады… Ведь Любовь Орлова вошла в историю нашей художественной культуры прежде всего как первая советская кинозвезда. Ее пение неотрывно от драматического действия, от танца, от кинематографических трюков, от разнообразных, милых нашему сердцу пейзажей нашей родины. И от веселых шуток.

Песни Орловой звучали чаще всего в музыкальных комедиях. Помните знаменитый «номер на пушке» из «Цирка»? Как великолепны были и ее чечетка, и ее рискованное сальто, и ее куплеты, а потом… Выстрел! Стремительный вылет, и под куполом, на фоне бутафорского неба, среди электрических и фанерных звезд зажигалась новая звезда, кинематографическая. «Оседлав» лунный серп, она пела прелестный вальс, расточая очаровательные улыбки…

Помните деревенскую девчонку Анюту из «Веселых ребят» в нелепых мужских ботинках, с косичками, задранными вверх, в полосатых чулках, съезжавшую по перилам лестницы? Помните, как нежным и чистым голосом она пела: «Сердце в груди бьется как птица…», а потом тряслась под дождем на катафалке, чтобы внезапно попасть не куда-нибудь, а на сцену Большого театра и там, под джаз, отплясать стремительный канкан…

Помните «Весну», где серьезную ученую-атомщицу перепутали с начинающей актрисой, и не знаю уж, кто из них пел в этом фильме, что «даже пень в апрельский день березкой снова стать мечтает…»

Помните? Скромная девушка, героиня «Светлого пути», попадает в большой текстильный цех и, словно Золушка в принцессу, превращается в там в рекордсменку-стахановку, и шум станков перекрывает ее торжествующий голос, поющий «Марш энтузиастов»…

Знаете ли вы, что песня о Родине, вступительные слова которой «Широка страна моя родная» стали позывными главной советской радиостанции, а мелодия обошла весь мир, как гимн Объединенных Наций,– была впервые спета на экране Любовью Орловой?

Звезда, кинозвезда… Можно по-разному относиться к этому не вполне академическому термину, но как ни считать, он предполагает и недюжинный талант, и отточенное мастерство, и огромную международную популярность. Но если попытаться одним словом охарактеризовать ее творческую жизнь, ее артистическую сущность, я все же выберу не слово «звезда», и не слово «актриса», и даже не «героиня», не «комедиантка», не «певица», а скромное слово «труженица».

В ее большой полузатемненной комнате никогда не отдыхали два инструмента – рояль и балетный станок. Каждый день занятия пением, танцем, дикцией, гимнастикой, работа над новыми песнями и ролями, съемки, а если не съемки – подготовка к концертам, спектаклям, радиопередачам, ответы на письма зрителей, интервью. И так – много лет. Труд многообразный, всепоглощающий творческий труд.

Путь Любови Петровны Орловой в искусстве начинался с детских лет, в любительских спектаклях. Потом консерватория, фортепианный класс Киппа, Островской, Блуменфельда и, одновременно, балетная труппа театрального техникума, руководимая Мосоловой. Музыка и танец соединились, наконец, в хоре театра под руководством В.И. Немировича-Данченко. И вдруг рывок из хора на главную партию Периколы в одноименной оперетте Оффенбаха, а вслед за нею – «Корневильские колокола», «Дочь Анго», «Соломенная шляпка». Следуя учению Немировича-Данченко о «поющем театре», о синтетическом актере, которому подвластны и пение, и танец, и комедия, и трагедия, Орлова выступает на эстраде с инсценировками романсов Даргомыжского, Мусоргского, Глинки, где шляпа, шпага, шаль, зонтик, платок помогают ей драматизировать музыкальную и драматургическую ткань романсов. А отсюда, разумеется, и путь в кино. Но удача пришла не сразу. Первая роль в фильме «Любовь Алены» успеха не принесла. Зато вторая – роль провинциальной актрисы Грушеньки в фильме «Петербургская ночь» по повестям Достоевского, обратила на молодую актрису всеобщее внимание. Кино стало ее призванием, ее судьбой.

На этом диске вместе с голосом Орловой прозвучат голоса ее творческих соратников, партнеров, друзей.

Кинорежиссер Григорий Васильевич Александров начинал в кино блестяще, как помощник и соратник великого Эйзенштейна по фильмам «Броненосец Потемкин», «Октябрь» и другим. Он пригласил Любовь Петровну на роль в своей музыкальной «джаз-комедии» «Веселые ребята» – и на всю жизнь стал ее режиссером, другом, сотрудником, мужем. Может быть, крутой поворот в творчестве Александрова от исторических эпопей к музыкальным комедиям и объясняется этой встречей с замечательной комедийной, поющей и танцующей актрисой. В фильмах Александрова «Веселые ребята, «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна» Орлова сыграла главные роли.

На этом диске прозвучат голоса и других непременных сотрудников Орловой. Композитор Исаак Осипович Дунаевский и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач уже давно ушли из жизни, но говорят о Любови Орловой своей музыкой, своими стихами, своими песнями.

Вершиной комедийного творчества Орловой я считаю роли Марион Диксон в «Цирке» и Стрелки в «Волге-Волге». Бюрократу Бывалову, тупому, злобному, настырному, унылому, противопоставлена простая девушка-почтальон, прозванная Стрелкой, которая не только письма разносит, но и песни звонкие сочиняет.

Вы услышите голос народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского, сыгравшего бюрократа Бывалова, так весело и так закономерно побежденного Стрелкой.

Но не с одним бюрократом пришлось сражаться на экране Любови Орловой. В фильме «Весна» появился некий Бубенцов, пролезший в научно-исследовательский институт. Бубенцова играл Ростислав Янович Плятт. Голос Плятта, ныне народного артиста СССР, тоже прозвучит с этого диска.

Сотрудничество Плятта с Орловой не ограничилось «Весной». На сцене Московского театра имени Моссовета они сыграли вместе не один спектакль. А «Милый лжец» – о любви и переписке Бернарда Шоу с актрисой Патрик Кэмпбелл – сыграли вдвоем. Весь спектакль на сцене только двое – Орлова и Плятт.

Театралы хорошо помнят и другие сценические работы Любови Петровны: жену американского журналиста безвольную и несчастную Джесси Смит в «Русском вопросе» К.М. Симонова, Лидию в «Сомове и других» А.М. Горького, мятущуюся, тщетно старающуюся разбить оковы ханжества и мещанства Нору в одноименной драме Ибсена, «благонамеренную проститутку» Лиззи Мак-Кей в пьесе Жана-Поля Сартра. Какие разные характеры, какие несхожие эпохи, обстоятельства, жанры! Играла Орлова драматические роли и в фильмах: певицу Платонову в «Мусоргском» Г. Рошаля, сестру композитора в «Глинке» Г. Александрова. Играла и отрицательную роль, используя резкие сатирические приемы, – американскую шпионку Шервуд, скрывающую под обольстительной внешностью циничный расчет, озлобленность, честолюбие, – в антивоенном фильме Г. Александрова «Встреча на Эльбе».

И если в этих фильмах Орловой не приходится петь, она восполняла это в бесконечных концертах. Огромны просторы нашей страны, и редкий город не познал радости встречи с певицей Орловой. Она пела порой и классические романсы, но основу ее репертуара составляли песни из фильмов, песни, который вы услышите сейчас. Они, эти песни, звучали и по всей нашей стране, и в Париже, Белграде, Софии и других зарубежных странах, а в годы Великой Отечественной войны они звучали в прифронтовой полосе, их слушали солдаты, летчики, моряки перед жестокими боями. В них светился образ Родины, страны счастья, труда, любви, сбывающихся надежд.

Зазвучит обаятельный голос, и я бы очень хотел, чтобы облик Любови Петровны Орловой возник перед вами. Ее лучистые глаза, ослепительная улыбка, ее гармоничная фигура, легкие и отточенные жесты. Я думаю, нет в нашей стране человека, который не видел бы Орлову в кино или по телевидению. А кто видел, тот помнит.

Р. Юренев.

Подарок для поклонников Л.П. Орловой:

Впервые во Всемирной Сети - записи с ее ЕДИНСТВЕННОЙ пластинки

 

1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11 стр. 12 стр. 13 стр.
14 стр. 15 стр. 16 стр. 17 стр. 18 стр. 19 стр. 20 стр. 21 стр. 22 стр. 23 стр. 24 стр. 25 стр.

Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006- 2011 Elena M


Используются технологии uCoz