Была ли кошка ?
Elena M
В преддверии их первой встречи на концертном платье Любочки Орловой окотилась кошка. Редкостная удача! Особенно если учесть, что это случилось аккурат перед выступлением. Ее утешили, сказали, что это - хорошая примета, и ее ждет большое счастье. Вероятно, в тот момент это было довольно слабым утешением. "Большое Счастье" неизвестно когда еще может случиться, а испорченное платье - вот оно. Как она вышла из положения, никто не рассказывает, но концерт все же состоялся. Когда передают эту историю, то почему-то полагают, что Любочка была в ту пору бедна, и это платье было одно-единственное. Однако, если вспомнить, что перед встречей с Григорием Александровым Любовь Петровна жила в гражданском браке со своим вторым мужем, преуспевающим немецким/ австрийским антрепренером , то можно представить, что выход из ситуации с испорченным платьем все-таки можно было найти.
Вариативность сценариев первой встречи Любови Орловой и Григория Александрова сама по себе достойна восхищения. Вот что значит "люди-легенды"!
Завязка: молодой режиссер Григорий Александров искал актрису на главную женскую роль для своего будущего фильма "Джаз-комедия".
Сценарий первый: один из знаменитых карикатуристов Кукрыниксов художник Николай Соколов посоветовал своему приятелю Грише Александрову сходить в Музыкальный театр В.И. Немировича-Данченко и посмотреть актрису Любовь Орлову, которая исполняла главную роль в оперетте "Перикола". Александров пришел, увидел и был побежден (и победил одновременно).
Сценарий второй: театральный художник Петр Вильямс посоветовал своему приятелю Грише Александрову сходить в Музыкальный театр В.И. Немировича-Данченко и посмотреть актрису Любовь Орлову, которая исполняла главную роль в оперетте "Перикола". Результат тот же.
Сценарий третий: актер-эпизодник Александр Кастомолоцкий отвел Григория Александрова за кулисы Музыкального театра и познакомил с актрисой, исполнявшей в тот вечер ведущую партию Периколы.
Сценарий четвертый: Григорий Александров познакомился с актрисой, выступавшей перед киносеансом в кинотеатре "Арс", придя туда со своим коллегой Даревским после того, как им понравилось исполнение ею роли Серполетты в "Корневилльских колоколах".
Сценарий пятый: Любовь Орлова пришла на пробы к фильму "Джаз-комедия", увидела там красавца-режиссера и решила, что это именно тот человек, которого она ждала. По ее просьбе режиссер-документалист Лидия Степанова пригласила их обоих к себе домой, там они и познакомились.
Сценарий шестой: знаменитые карикатуристы Кукрыниксы пригласили своих друзей Григория Александрова и Любовь Орлову к себе домой на "бутылочку коньяка", где их и познакомили.
Поскольку главные участники тех событий ушли в мир иной, оставив нам этот веер сценариев, то остается только гадать и выбирать самую изящную или интересную, или интригующую, или тривиальную версию по своему вкусу. Только вот вопрос: а важно ли нам это знать?
Главное - они все-таки встретились и вместе поднялись на вершину.
СВАТЫ ПОНЕВОЛЕ
А ведь это мы сосватали Григория Александрова и Любовь Орлову. Все закрутилось в Абрамцеве. Кукрыниксы там оказались на отдыхе все втроем. Ходили, гуляли, расслаблялись, нежились на врубелевской лежанке, обедали в мамонтовской столовой. И повстречали там Григория Александрова. Он в нас буквально вцепился. «Я снимаю новый фильм, будьте художниками на этой картине». Мы сценарий почитали. Бред. Пастух какой-то, джазисты. Вежливо отказались, мол, много работы. Но Гриша все время жаловался, что актрисы на главную роль нет. Нужна такая, чтобы и красавица была, как Мэри Пикфорд, и все умела – петь, танцевать и играть. Нас осенило – ведь мы такую знаем, Любовь Орлова, играет в театре Станиславского и Немировича-Данченко. По возвращении в Москву сразу повели Александрова на представление «Периколы», где Орлова буквально блистала. По окончании спектакля он подбежал к нам и – на выдохе: «Иду вербовать». А когда вернулся, только и бросил: «Ну, все получилось». И взгляд заискрился.
из интервью с Николаем Соколовым, записала
Вот такими они были, когда встретились - молодыми, красивыми, талантливыми. У каждого уже были за плечами определенные достижения, но главные свершения в их жизни были еще впереди. И они должны были встретиться, чтобы реализовать себя и стать самой успешной и красивой парой Страны Советов и легендами мирового кинематографа.
«В августе 1937 года они в Кисловодске. Впервые в доме отдыха. Было жарко, весело и беззаботно. Фотокамера Александрова фиксировала их жизнь со всей добродушной, откровенной шаловливостью – большинство снимков Любовь Петровна потом уничтожит. Осталось немногое, и это немное кажется мне очаровательным: прекрасное загорелое женское тело, озорно прикрываемое, точно мандолиной, экзотической пальмовой веткой.
Примерно тогда же они и поженились. Официально.»
Марк Кушниров, "Светлый путь, или Чарли и Спенсер"
Они писали друг другу записочки. Маленькие свидетельства любви и нежной заботы.
Вот одна из них:
"Дорогой Гришенька!
Вам необходимо лечь в больницу. Первые 10 дней Вы развалитесь на куски. Но потом постепенно куски начнут собираться и Вы будете совсем другим человеком! Сужу это по себе!
Вам необходимо отдохнуть. Прошу Вас решить, когда это можно сделать, чем скорее, тем лучше. Вы устали. И дальше так нельзя.
Вы знаете, что я умею предвидеть и любить Вас и охранять.
Будьте послушным, бросьте все и сделайте, как я говорю!
Целую, обожаю, люблю
Ваша Любочка
Внуково 16 - XI - 67"
На её туалетном столике - фотография мужчины. Конечно, это мог быть только Он. Её единственный, её Спенсер.
P.S. Некоторые невнимательные зрители (а за ними - и невнимательные журналисты) обратили внимание на тот факт, что героини Любови Орловой не целуются ни в одном фильме. Что неправда, то неправда. Вот в "Волге-Волге" Стрелка и счетовод Алеша Трубышкин (артист Андрей Тутышкин) целуются чуть ли ни при каждой встрече. В фильме "Светлый путь" инженер Лебедев (Евгений Самойлов) запечатлевает страстный поцелуй на устах начинающей ткачихи Тани-Золушки. И наконец, в "Скворце и Лире" крупно повезло 50-летнему Петру Вельяминову (разведчик Федор Греков) - он удостоился высокой чести обнимать и целовать 70-летнюю звезду советского экрана.
"Мой римский патриций" (Любовь Орлова о Григории Александрове)
В последние годы в прессе усиленно обсуждается вопрос: любили ли они друг друга?
Вот некоторые полагают, что это был союз исключительно деловой. Он - режиссер, она - актриса, они работают вместе и делают удачные фильмы. Они вместе поддерживают имидж благополучия и успешности. Талантливый творческий союз, одобренный партией и правительством, поощряемый зрительским восхищением и пуританским общественным мнением страны Советов, где секса и в помине нет. В пользу этой версии говорит тот факт, что оба они были людьми достаточно прагматичными, рассудительными и неэмоциональными. Любовь Петровна прекрасно понимала, каковы правила игры в "первую звезду советского кинематографа", она выступала в прессе и по радио с дежурными статьями и речами о "чутком руководстве" товарища Сталина, о построении светлого коммунистического будущего под руководством партии и правительства.и т.д. Г.В. Александров после смерти Сталина вступил в КПСС и вообще принимал активное участие в общественной жизни.
Попробуем рассуждать логически, без эмоций
Ведь они же были живыми людьми, а не роботами или статуями! До какой же степени нужно цепляться за свое положение и материальные блага и бояться их потерять, чтобы почти всю жизнь (42 года!) терпеть рядом нелюбимого человека?! Тут ведь никакие раздельные спальные комнаты не помогут. Изо дня в день, из года в год - одно и то же опостылевшее лицо. Какие нервы, какое ангельское терпение и какое дьявольское лицемерие надо иметь!
Ну ладно, женщины вообще по природе терпеливее, боязливее и, может быть, расчетливее мужчин. Но что за нужда была ему терпеть рядом нелюбимую стареющую женщину? Вот приятель его молодости режиссер И.А. Пырьев оставил Марину Ладынину и ушел к молодой. И ничего. Ладынину, конечно, больше не снимали, но Пырьев-то не пропал. И имидж его не пострадал, и деньги ему давали на следующие фильмы. И главного цензора и ценителя кино тов. Сталина уже не было в живых. А последующие генсеки не шли ни в какое сравнение с ним ни по кровожадности, ни по глубине привязанности к Орловой. Так что руки у режиссера были развязаны, наказывать его уж точно никто не стал бы.
И нашел бы себе молодую и фотогеничную актрису, чтобы не мучиться со светом, с ракурсами, с дублершами. Нужна поющая и танцующая актриса? Пожалуйста, по старой памяти посетил бы Музыкальный театр теперь уже имени В.И. Немировича-Данченко. Там уж точно нашлась бы какая-нибудь хорошенькая, молоденькая и талантливая Перикола или Серполетта. И сделал бы из нее новую звезду, благо, богатый опыт уже имелся. И, глядишь, вдохновение бы пришло, и фильмов больше бы снял, а то вот сидел рядом с пожилой своей женой и не знал, что бы такое для нее придумать, какой бы еще фильм снять, чтобы она там сверкала, как прежде.
Да и Любовь Орлова тоже была личность и без него не пропала бы. Она была звездой и имела безумное количество поклонников. Вот Клавдия Шульженко в достаточно зрелом возрасте вышла замуж за человека моложе себя на несколько лет. А уж Орлова при ее внешности и фигуре могла бы любого красавца-мужчину свести с ума. Ей, правда, был нужен не просто мужчина, а режиссер. Но терпеть рядом с собой много лет нелюбимого человека только из любви к славе - это подвиг не столько терпения, сколько нелюбви к себе как к личности. Орлова была очень разборчива в знакомствах, всячески сторонилась неприятных ей людей, дистанцировалась, держала людей на расстоянии "вытянутой руки", по выражению Рины Зеленой. И вот при такой щепетильности и повышенной чувствительности к своему окружению терпеть в собственном доме из года в год человека, к которому "душа не лежит"? Дама благородного происхождения, с необыкновенно развитым чувством человеческого и женского достоинства, которая в страшные годы репрессий пренебрегала приглашениями на банкеты в Кремль или на сталинскую дачу - "Орловой нет? - Орлова занята!" - теперь из страха живет с надоевшим, но "нужным" человеком и терпеливо, годами ждет, когда же он соблаговолит снять для нее очередной фильм. Дикое предположение. Просто дурной тон!
По воспоминаниям ее коллег по театру, Орлова и Александров просто "боготворили" друг друга, особенно она его. Она называла его "мой римский патриций". Если учесть его пролетарское происхождение и ее благородную родословную, то это, конечно, сильно, это даже слегка шокирует. На всех совместных фотографиях они смотрят друг на друга до неприличия нежно. Да и в жизни смотрели так же, чем даже смущали окружающих. Можно счесть это подозрительным и наигранным, учитывая сдержанность их характеров, а можно, наоборот, расценить как нескрываемое проявление сильного чувства, которое прорывается даже сквозь официальную маску приличия.
В общем, как всегда, мы остаемся на распутье: каждый волен выбирать и верить в то, во что ему больше нравится верить. Чем дальше мы отодвигаемся от них во времени, тем труднее судить, тем меньше свидетелей, тем расплывчатее картина, тем больше аргументов и меньше фактов. Самое правильное, что мы можем сделать, - избежать поверхностных и скорых суждений.
Сказано: "Не судите, да не судимы будете!"
Вместе на встрече со зрителями |
"Римский патриций " курил гаванские сигары |
"Все счастливые семьи похожи друг на друга " |
Вместе в Лондоне перед постановкой "Милого лжеца" |
Юбилей "Веселых ребят" |
На его 70-летнем юбилее |