Любовь Орлова: сайт- портрет

О грустном

1 страница 2 страница

Любовь Орлова

"...Надо, не скорбя, благословить "

Не говорите мне "он умер" - он живёт,
Пусть жертвенник разбит - огонь ещё пылает,
Пусть роза сорвана - она ещё цветёт,
Пусть арфа сломана - аккорд ещё рыдает.

Семен Надсон

 

Ее жизнь совершила 73 полных годовых оборота с точностью почти до дня. Ее хоронили 29 января, в день ее рождения.

Четыре времени года совершили полный цикл, последовательно сменяя друг друга в течение ее жизни, словно следуя строгому порядку, установленному свыше.

В начале жизни – долгая зима. Болезнь отца, революция, потеря дома, нужда, холод, тяжелая работа, угроза голода и страх, постоянная неуверенность в завтрашнем дне.

Затем – поздняя весна. В 31 год она встретила своего режиссера и мужа. Он помог ей стать звездой и получить то, чего она лишилась после революции: материальный достаток, социальное положение, а вдобавок ко всему – обожание и поклонение миллионов зрителей. Ее слава и зрительское восхищение все нарастали. Зрительская любовь граничила с безумием, приобретала характер массового психоза.

Было и жаркое урожайное лето. Хорошая квартира, шикарная дача и прочие атрибуты обеспеченной жизни в бедное советское время. Возможность выезжать за границу и покупать красивые наряды. Встречи со знаменитыми и интересными людьми, мировое признание и тотальная известность в своей стране.

Потом наступила осень. Киноролей стало все меньше. Театральных работ тоже было немного. Любовь поклонников не угасала, но становилась все более спокойной. У молодого поколения появлялись новые кумиры. Люди по-прежнему с удовольствием шли на ее концерты, но, например, в Москве в конце 1960-х гг. ее концерты редко могли собрать полные залы.

А потом опять пришла зима. Старость и болезнь. Две неумолимые силы, с которыми она боролась до последнего дня. Рак, вероятно, – самая страшная болезнь. Он убивает не только физически, но и морально. Диагноз звучит как смертный приговор. Диагноз ей не сообщали, но разве можно не догадаться об этом? Она все знала, но переносила молча, ни с кем не обсуждая, никому не жалуясь, ни единым словом не обмолвившись о своих страданиях. Она только написала из больницы своему «Фею» (Ф.Г. Раневской): «…Я поправлюсь, но играть особого желания нет. Я вся исколота. Вместо попы сплошные дырки, а вместо вен жгуты на руках…. Я Вас нежно целую, обнимаю и очень люблю. Всегда Ваша. Люба Орлова. 6.01.1974.» (цит. по книге А. Щеглова «Фаина Раневская: Вся жизнь», М., 2003). Сколько боли за этими простыми словами. Болезнь не бывает изящной, а боль – всегда жестока.

И все же она еще сыграла. Она завершила свой последний фильм «Скворец и Лира». Г.В. Александров и здесь остался верен себе: умудрился в обход всяких идеологических ограничений снять крамольные кадры. Зрители, родившиеся спустя много лет после войны, – вы знаете, какого цвета были фашистские знамена? В советские времена снимали очень много фильмов о войне. И в них очень часто показывали красные советские флаги со звездой, а вот фашистские знамена – никогда! И только в одном фильме их можно увидеть. Начинается «Скворец и Лира», 1942 год, мы видим немецкий город, гитлеровский парад по случаю взятия очередного советского города и много-много красных знамен… со свастикой! Потрясающая сцена! Если бы я была советским цензором в то время, я бы непременно запретила этот фильм к показу, чтобы у простого советского зрителя не возникали нежелательные ассоциации и нехорошие подозрения относительно общих идеологических корней двух режимов.

Официальная версия запрета: фильм может вызвать международный скандал, так как там показаны американцы и немцы, яро разжигающие третью мировую войну.

Неофициальная версия: Любовь Петровна, посмотрев смонтированный материал, поняла, что ей не удалось обмануть время, и сама попросила убрать фильм «на полку».

В любом случае, решение о запрете было правильным. Этот фильм при жизни нисколько не добавил бы ей ни славы, ни популярности. Скорее, наоборот. На крупных планах видна ее бледность и толстый слой грима. Хотя драматическую часть она сыграла хорошо, серьезно. Все-таки она была талантливой актрисой!

Любовь Орлова

А вот сейчас, когда ее нет, фильм смотрится совсем с другим чувством. По-прежнему точеная фигурка, божественные ножки и еще глаза, полные невысказанной грусти и тайны. Женщина-загадка оставила будущим поколениям свой «Сад Расходящихся Тропок», свое последнее послание, которое каждый волен расшифровывать, как может.

Маленькая, хрупкая женщина, обладавшая сильным характером и поразительной стойкостью. Ее внутренняя культура и женское достоинство не позволяли ей быть настолько невежливой с посетителями и врачами, чтобы появляться перед ними неприбранной, небрежно одетой даже в больничной палате. Точно так же ведет себя Ее Величество британская королева Елизавета II. Ее высокое положение Первой Леди Британского Государства обязывает ее быть всегда в прекрасной форме. Любочка была истинной Королевой, Первой и Единственной Леди Советского Государства, и она всегда соответствовала этому почетному званию.

Второй такой не было, нет и не будет!

Elena M


 

 

"...Я наяву живу во сне" (из стихотворения молодого Григория Александрова)

 

Григорий Александров

Григорий Васильевич Александров пережил ее на 8 лет. Но это уже с трудом можно было назвать жизнью. Потеряв Любочку, он лишился опоры и смысла жизни. У него развилась болезнь Альцгеймера, тяжелое психическое заболевание, при котором человек перестает адекватно воспринимать окружающую реальность. Когда через несколько лет умер его единственный сын Дуглас (Василий), он уже не смог осознать глубину этой потери. Вдова сына зарегистрировалась с ним, чтобы потом иметь возможность унаследовать имущество и обеспечить себя и сына. Она ухаживала за Александровым, лечила его, заботилась о нем, как могла. А он существовал где-то на границе между двумя мирами: тело – здесь, а душа – там, с Любочкой. Он словно бы спал наяву и видел во сне только Ее. Она была Солнцем, ярко освещавшим всю его жизнь, а когда это Солнце закатилось, он просто утратил способность видеть этот мир без Нее.

МИР БЕЗ ТЕБЯ

Энрико Масиас

Все было наяву, Мир ни к чему мне,
А кажется – приснилось, Мир ни к чему мне,
И я сейчас проснусь, Где нет тебя.
Чтоб снова ты была.
Наверно бы меня
Сказала: «Ухожу!» Разлука не убила,
И все переменилось, Когда-нибудь я б смог
Ушла и целый мир Забыть, что ты была.
С собой ты унесла.
Не спрашиваю я,
Изменилось Зачем ты разлюбила,
Все вокруг Скажи, зачем весь мир
И все ненужным С собой ты унесла?
Стало вдруг.
Без тебя, без тебя
Солнце встречаю, Для чего мне мир огромный?
Его не любя. Без тебя, без тебя
День провожаю, Для чего мне мир без тебя?
Не любя.

 

 

Memorial

СВИДАНЬЕ

Николай Греков

В час, когда мерцанье Нет в нем ни лобзанья,
Звезды разольют Ни пожатья рук,
И на мир в молчаньи И хранит молчанье
Сон и мрак сойдут, Мой прекрасный друг.
С горькою истомой Не пылают очи
На душе моей У нее огнем.
Я иду из дома В них разлит мрак ночи
На свиданье с ней. С непробудным сном.
И свиданье это И когда приду я,
В тишине ночной Тихо к ней склонюсь,
Видят до рассвета Все ее бужу я
Звезды лишь с луной. И не добужусь.

 

Здесь можно скачать запись (3,36 Mb) этого романса в исполнении Михаила Александровича .

 


Любовь Орлова

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА

 Некролог в журнале "Огонек", № 6, 1975 г.

О великой актрисе, какой была Любовь Петровна Орлова, даже и в эти скорбные дни прощания с ней нельзя сказать, что она ушла из жизни... Нет, смерть бессильна перед силой творческого подвига, силой тех свершений в искусстве, которые навечно сохранят не только имя этой чародейки театра, звезды русского, советского и мирового кинематографа, но пронесут нетленным самый образ ее навстречу поколениям. Он неподвластен времени. В нем торжествующе и светло остается жить сама эпоха, утверждает себя народ, строитель нового. Любовь Орлова стала живым воплощением этой духовной, неунывающей, чисто русской силы. И выразила ее, как никто другой, звонко и ярко в фильмах Г. В. Александрова, чью боль и утрату мы разделяем сегодня всей душой... На протяжении долгих лет творчества они шли рука об руку, и когда Григорий Васильевич возобновил недавно показ своих замечательных «Веселых ребят», мы снова увидели их рядом — Любовь Орлову и Григория Александрова — на экранах наших телевизоров. Любовь Петровна, казалось, была весела, красива и жизнерадостна, как всегда. И во всех сердцах вспыхнула надежда...

Но это был очередной подвиг актрисы. Проявление того неисчерпаемого мужества и самоотвержения, с какими служила она искусству, отдав ему до конца свое неповторимое дарование.


«Любовь Орлова! Да, она была любовью зрителей, она была любовью друзей, она была любовью всех, кто с ней общался. Мне посчастливилось работать с ней в кино и в театре. Помню, какой радостью для меня было ее партнерство, помню, с какой чуткостью она воспринимала своих партнеров, с редкостным доброжелательством. Она была нежно и крепко любима не только зрителем, но и всеми нами, актерами. С таким же теплом к ней относились и гримеры, и костюмеры, и рабочие – весь технический персонал театра. Ее уход из жизни был тяжелым горем для всех знавших ее. Любочка Орлова дарила меня своей дружбой, и по сей день я очень тоскую по дорогом моем друге, любимом товарище, прелестной артистке. За мою более чем полувековую жизнь в театре ни к кому из коллег моих я не была так дружески привязана, как к дорогой доброй Любочке Орловой».

Фаина Георгиевна Раневская


 

Memorial Memorial

2007 год. Новодевичье кладбище. Живые цветы у памятника Вечно Живой Легенды.

На мемориальной доске дата рождения - 29 января 1902 года. В советское время "всё врали" не только календари, но и энциклопедии.

Лишь человеческие чувства были и остаются искренними и правдивыми.

 

 

1 страница 2 страница


Об авторах / Contact Us / English Version | ©2006-2011 Elena M
Используются технологии uCoz