Товарищ Голливуд
100 лет назад родился Григорий Александров
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
Статья перепечатана из журнала Время новостей N°11, 23 января 2003
Григория Васильевича Александрова вряд ли можно назвать художником сложной судьбы. Его биография искрит электрическими разрядами таланта, удачливости и энтузиазма. Не только в творчестве, но и в житейских своих проявлениях Александров, казалось, вплотную подошел к идеалу. Атлет, избегающий вредных привычек, но зато обладавший, по мнению Виктора Шкловского, «золотыми руками». В молодости – неутомимый разбиватель женских сердец, долгие годы – муж и соратник фантастической Любови Орловой. Разносторонне одаренный творец – не только кинорежиссер, но и артист, и художник, вдобавок не без голоса (в «Цирке» именно он поет за Сергея Столярова всенародный хит «Широка страна моя родная»). Один из ближайших соратников самого Эйзенштейна, участник его антимираклей и ближайший помощник на фильмах, признанных ныне бессмертной классикой. Неутомимый путешественник, венецианский лауреат, свой человек в кругах мировой киношной элиты, знакомец Диснея, Фербенкса, Чаплина. Наиболее ярко ощущение, которое производил Александров на окружающих, выразила Любовь Орлова, рассказывая о первой встрече с будущим мужем: «Я увидела бога».
Божество это было скорее языческим. Свой путь Александров начал с агитбригады в клубе екатеринбургского ЧК, «двигал» самодеятельные детские театры, был активистом творческих товариществ ХЛАМ и ПЕРЕТРУ, летал на трапеции и стоял на голове в ранних эйзенштейновских антимираклях. В кино же начал с того, что перемонтировал дореволюционные ленты на новый лад, с помощью радикальных переклеек и дополнительных титров превращая буржуазные мелодрамы в практическое руководство по классовой борьбе, – а под ножницы Александрова и его коллег попадал как безымянный ширпотреб, так и шедевры Гриффита и Ланга. Всего несколько десятилетий спустя точно так же – только теперь уже на советских фильмах, в том числе александровских учеников, – набивали себе руку подмастерья Роджера Кормана, выросшие впоследствии в американских киноклассиков.
Азарт ниспровергателя, борца с отжившими формами искусства, да и просто озорника не пропадал еще долго. Александров с удовольствием воспринимал новое: он был одним из трех кинодеятелей – наряду с тем же Эйзенштейном и Василием Пудовкиным, – увидевших «Будущее звуковой фильмы» в одноименном манифесте, а двухчастевка «Сентиментальный романс», снятая Александровым в Париже в 1930 году, может считаться предшественником видеоклипа с куда большим основанием, нежели большинство широко известных претендентов на это звание. Именно благодаря Александрову в фильмах Эйзенштейна появились эксцентрические элементы, вроде оживших каменных львов в «Потемкине». В то время новые формы искали многие. Но только Александрову удалось органично соединить жанровое начало с официальными идеологическими директивами.
Похоже, больше всего в этом ему помог опыт Голливуда. Александров (наряду с Протазановым, Кулешовым, Траубергом) был фанатиком американского кино – даже своего собственного сына Василия после приезда в Москву Фербенкса он переименовал в Дугласа. Вместе с Эйзенштейном и Тиссэ Александров работал в Голливуде, перенимая опыт всемирно известных коллег, познакомился с Чаплиным, который, по легенде, подсказал ему идею фильма «Волга-Волга». Вернувшись на Родину, Александров практически перестал общаться с Эйзенштейном и пошел по собственному светлому пути. В СССР он был, кажется, единственным, кто присягнул массовой культуре не буквой, не набором формальных приемов – а духом, тем самым неповторимым ощущением жизнерадостного кича, которое сводило с ума весь мир – и продолжает сводить до сих пор. Он единолично представлял Голливуд в Советском Союзе – «Веселыми ребятами», «Цирком», «Волгой-Волгой», «Весной» – и создал советскую «систему звезд», парадоксально состоящую из одной-единственной звезды, Любови Орловой.
В 1952 году сотворил безупречный байопик «Композитор Глинка» – в духе фильмов, которые американские режиссеры в годах снимают, когда приходит время вручать им «Оскар» за совокупность заслуг. И закончил карьеру так, как иные голливудские мэтры того времени, – комедийным ревю «Русский сувенир» и феерическим шпионским триллером «Скворец и лира». Оба этих фильма были разгромлены критикой, практически не увидели широкого экрана и были благополучно забыты. До тех пор пока не восстали из пепла как объект нового культа, отечественным вариантом «невероятно странного кино». Причудливым сувениром от человека, умудрившегося в советском кино единолично сотворить то, для чего за океаном понадобилась целая киноимперия.
Эйзенштейн, Любовь Орлова и Сталин - три главных человека в жизни кинорежиссера Григория Александрова
Анастасия БУЛГАКОВА, пресс-служба телеканала "Культура"
Статья перепечатана из газеты " Челябинский рабочий", 14 января 2005
Телеканал "Культура" представляет новый цикл программ "Легенды мирового кино" о выдающихся актерах и режиссерах ХХ века, о людях, чьи имена навсегда вошли в историю мирового кинематографа. Первая программа цикла посвящена "культовому", как теперь принято говорить, режиссеру советского кино - Григорию Александрову.
Почему именно Александров стал первым героем нового цикла? Причин несколько. Во-первых, это человек, чей звездный час совпал с событием, которое в корне изменило историю "великого немого" - с прорывом звука в кинематограф. Во-вторых, Александров единственный сумел в своем творчестве сочетать несочетаемое, он был самым советским режиссером мирового кино и, в то же время, самым американизированным советским режиссером. Он снимал фильмы по политическому заказу партии, но снимал настолько талантливо, что результат нравился всем - и высшим партийным чиновникам, и миллионам советских людей.
Простой уральский паренек Гриша Мормоненко никогда не стал бы великим Григорием Александровым, не случись ему в жизни повстречать трех людей, изменивших его судьбу. Первым человеком был Сергей Эйзенштейн, его учитель, наставник, товарищ. В 1929 году Эйзенштейн взял своего помощника Гришку с собой в Америку перенимать опыт у заокеанских коллег. Александров с первого взгляда влюбился в знаменитую "фабрику грез", в блеск и творческую энергию Голливуда. Отблески ярких голливудских огней и красок он позже перенесет в свои лучшие фильмы "Веселые ребята", "Цирк", "Весна".
Вторым человеком, без которого Александров никогда не стал бы тем, кем он стал, была его муза, его любовь, его главная актриса - Любовь Орлова. "Мы прожили с Любочкой сорок два года. Это были сорок два года счастья", - скажет Александров после смерти жены. Александров не раз признавался, что, если бы не встреча с Любой, его лучший фильм "Веселые ребята" не получился бы таким зажигательным и легким. На съемках этого фильма возник их бурный и красивый роман. В конце 30-х годов Орлова стараниями Александрова вознеслась на вершину советского "киноОлимпа". Один за другим выходят фильмы "Цирк" (роль Марион Диксон, 1936) и "Волга-Волга" (Стрелка, 1938). Это был период их общего триумфа.
Впрочем, надо тут же добавить, что все могло сложиться куда менее удачно. Пожалуй, главным человеком в судьбе Александрова был Иосиф Сталин. Именно он вынес судьбоносное резюме после просмотра "Веселых ребят": "Хорошая картина, веселая. Я как будто месяц в отпуске побывал". Известно, что Сталин благоволил молодому режиссеру и его красавице жене. Особенно нравился ему фильм "Волга-Волга". Александров вспоминал: "Однажды Сталин пригласил группу видных деятелей культуры в свой просмотровый зал смотреть "Волгу-Волгу", причем не в первый раз. Он посадил меня рядом с собой. По другую сторону сидел Немирович-Данченко. По ходу фильма Сталин, обращаясь то ко мне, то к Немировичу, полушепотом сообщал: "Сейчас Бывалов скажет: "Примите от этих граждан брак и выдайте им другой". Произнося это, он смеялся, хлопал меня по колену. Не ошибусь, если скажу, что он знал наизусть все смешные реплики этой кинокомедии". После смерти Сталина критики, завистники и злопыхатели спустили на Александрова всех собак, его как режиссера практически смешали с грязью. Тогда он перестал снимать кино (несколько его поздних фильмов с треском провалились) и занялся общественной деятельностью. Однако даже уход из кино не потряс его так, как смерть Любови Орловой. 23 января 1975 года, в день рождения мужа, Орлова внезапно потеряла сознание, через три дня она скончалась. В день ее рождения - 29 января - ее похоронили. Александров пережил свою музу всего на восемь лет и ушел из жизни почти сразу же после выхода своего последнего документального фильма "Любовь Орлова".
Александров был не просто выдающимся режиссером советского кино. Александров был явлением. Он умел угодить всем, и партийной верхушке, и простому зрителю. Да, его фильмы были политизированы, но и высокохудожественны. Что это: особый талант или свойство конформиста? Время расставило все по своим местам. Завистники Александрова давно забыты, а его имя стало настоящей легендой мирового кино.
|
Еще не раз Вы вспомните меня… |
|
Николай Гумилев |
Любимый мужчина Любови Орловой
Nota Bene!
На сайте, посвященном российскому и советскому кино, проводится голосование на предмет выбора лучших актеров и актрис советского кино. Все поклонники незабвенной Любови Орловой приглашаются посетить этот сайт и отдать свой голос за нее. Для этого нужно: зайти на сайт