Дом и мода
Любовь Петровна была образцовой домохозяйкой. В голодные послереволюционные годы ей, молодой барышне, имевшей до революции прислугу, пришлось многому научиться. Так, она была вынуждена сама шить себе одежду. Но со временем рукоделие стало ее увлечением. Шторы, наволочки, покрывала в квартире и на даче были сшиты ее руками. Той же тканью она обтягивала мебель: диван, кресла, шкаф, столик у зеркала. Ткань изнашивалась, Любовь Петровна покупала похожую и делала все заново.
Вот этот самовар сохранился со времени ее детства. Из него пили чай в загородном доме во Внуково.
В доме во Внуково в большой гостиной комнате в окне были сделаны стеклянные полочки, на которых стояли миниатюрные фигурки, вазочки и прочие изящные штучки из цветного стекла, которые Любовь Петровна привозила из своих зарубежных поездок.
Она следила за чистотой и порядком в доме. Сама готовила завтраки мужу. И зарабатывала деньги, чтобы платить зарплату кухарке, домработнице, шоферу. В общем, почти классическая русская барыня–хозяйка XIX века (за исключением того факта, что многое она делала своими руками):
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь,
Все это – мужа не спросясь.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин».
Она любила нарядно и красиво одеваться. В молодости шила сама, потом часто заказывала наряды у лучших портних Москвы. Ее платья и костюмы, даже скромной расцветки и фасона, были эксклюзивными и сидели необыкновенно изящно и ладно на ее идеальной фигуре греческой богини. Привозила она иногда наряды и из-за границы, куда получила возможность выезжать после войны. Она привозила из-за границы парфюмерию, косметику, ткани, иногда - изящные вещички для дома и дачи вроде дверных ручек причудливой формы или антикварного подсвечника.
Обувь она носила всегда на очень высоких каблуках, так как была невысокого роста - всего 1,58 м. Она с неизменным вкусом подбирала аксессуары: сумочки, туфельки, перчатки, шляпки. Выглядела всегда не менее элегантно и по-светски блестяще , чем Ее Величество королева Елизавета II. Очень любила украшения, бижутерию. Любовь Петровна бережно относилась к своим вещам и могла носить их годами. Так, одно и то же украшение можно увидеть на ней в фильмах "Весна" (1947 г.), "Композитор Глинка" (1952 г.), "Скворец и Лира" (1974 г.). Шила она у таких известных московских портних, как Надежда Ламанова, Варвара Данилина и Елена Ефимова. Впрочем, многое шила сама из привезенной из-за границы ткани. Обувь заказывала у известного мастера Генриха Барковского.
Биограф Юрий Сааков описывает интересный случай. В 1957 году в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве состоялся показ французских модных моделей. Г.В. Александрову (он снимал в это время свое музыкальное обозрение "Человек человеку") понравилась блестящая золотистая накидка, и он захотел приобрести ее для своей супруги. С помощью своих коллег он осуществил задуманное и преподнес жене красивый подарок. А Любовь Петровна затем появилась в этой накидке в одной из сцен в фильме "Русский сувенир".
Мода - явление общецивилизационное. В рамках европейской цивилизации, несмотря на идеологические различия и разные политические режимы, модные веяния в течение одного и того же десятилетия были абсолютно схожими в Париже, Нью-Йорке и Москве.
Если Вы хотите окунуться в атмосферу прошлого столетия, увидеть модные фасоны одежды, шляпок и прочих аксессуаров, которые носили наши прабабушки, бабушки и мамы и которыми так увлекалась Любовь Петровна Орлова, посетите раздел "Моды эпохи". В нем представлены модели, которые предлагали и носили в Европе и Америке до 1970-х годов ХХ века.
Она одинаково элегантно носила ватник и кирзовые сапоги, шикарные платья, шляпки с вуалями и шубки с муфтами XIX века. По словам современных модельеров, изучавших историю нижнего белья в советские времена, все белье Любови Орловой заказывалось по французским каталогам и было фисташкового цвета.
*********************
Любимым выражением, своеобразным жизненным девизом Любови Петровны Орловой была строчка из дореволюционных куплетов: "Лопни, но держи фасон!"
Скачать здесь (494 kb).
Авторами этих куплетов были композитор Исаак Дунаевский (по версии Г.А. Скороходова) и поэт-куплетист Яков Ядов (автор знаменитых "Бубличков"). Исполнял их Леонид Утесов еще до революции. Вероятно, в этих куплетах высмеивалось модное в те годы увлечение катанием на коньках. В Одессе скетинг-ринк (по-простому — каток) был открыт еще в 1910 году по ул. Греческой, 48.
Повсюду, где ни глянешь,
Лишь одно застанешь,
Не жалея сил и денег,
Все хотят фасон держать.
Терпят разны муки
И на разны штуки
Все кидаются,
Чтоб фасон свой доказать.
Надевают узкие ботинки,
Целый день торчат на скетинг-ринке,
На ногах болят мозоли,
Стонет и кричит от боли:
— Яша, будь здоров, не кашляй,
Лопни, но держи фасон!
Эти короткие стишки оказались весьма популярными и дали жизнь сразу двум расхожим выражениям. Во-первых, "Лопни, но держи фасон!" стало девизом далеко не одной Л.П. Орловой. Во-вторых, шутливое напутствие "Будь здоров, не кашляй!" несколько десятилетий бытовало в народном лексиконе.
Немного истории и парфюмерии
Любовь Петровна очень любила духи "Шануар" - "Chat Noir" ("Черный Кот"). Как сообщила автору сайта американский эксперт - историк в области парфюмерии, американская фирма Lido, созданная в 1950-х годах и названная так, вероятно, в честь знаменитого парижского варьете, выпускала эту марку духов с таким причудливым, опять-таки французским названием.
Духи Chat Noir от Lido (Нью-Йорк)
Американские духи - это экзотика не только для СССР, но и для Европы, найти их даже в европейских магазинах было непросто. Поэтому можно с большой долей уверенности утверждать, что именно эти духи дарил Любови Петровне ее хороший приятель - знаменитый американец Чарли Чаплин.
Ее биограф М.А. Кушниров также пишет, что она пользовалась французскими духами фирмы Carven. Стоили они недешево и в Советском Союзе не продавались. Она могла покупать их только за рубежом.
Компания Carven была основана в 1945 году, по окончании Второй мировой войны, тремя французами, которые подружились в немецком лагере для военнопленных. Морис Пино, Жан Продон и Жорж Бо назвали свой бизнес в честь известной парижской портнихи госпожи Карвен (Madame Carven), с которой были дружны.
Мода от Карвен
Госпожа Карвен и духи Ma Griffe |
Платье в бело-зеленую полоску |
Бальное платье от Carven 1950-х гг. |
|
Госпожа Карвен предложила послевоенному парижскому миру моды свое знаменитое платье в бело-зеленую полоску. Эта идея была использована в цветовом решении упаковки духов Carven, а также фигурировала в названии духов, выпущенных в 1958 году, Vert et Blanc (Зеленое и белое). Духи Madame de Carven, выпущенные в 1979 г., были посвящены самой вдохновительнице и руководительнице фирмы Carven.
Духи Карвен периода 1940-1960-х гг.
Внешний вид |
Название (Перевод) |
Год выпуска |
Характеристика |
|
Ma Griffe (Мой коготь / росчерк, след на память о любви) |
1945/1946 |
Chypre Fleuri Aldéhydé (Альдегидный шипр с цветами) |
|
Robe d'un Soir (original) (Вечернее платье) |
1947/1948 |
Fougère Aromatique (Папоротник ароматизированный) |
Chasse Gardée (Тайная охота/погоня) |
1950 |
Ambré Fleuri Epicé (Амбра, цветы, специи) |
|
Vert et Blanc (Зеленое и белое) |
1958 |
Chypre Vert (Зеленый шипр) |
|
Eau Vive (Живая вода) |
1966 |
Floral Fruité (Citrus, juniper and cilantro ) Цветочные фрукты (Цитрус, можжевельник) |
Самыми популярными и известными стали самые первые духи, выпущенные компанией Carven, - Ma Griffe. Первые пробные духи были выпущены в 1945 г., а 1946 год считается годом начала их многолетнего триумфального шествия по послевоенной Европе.
Их состав: Cinnamon, gardenia, galbanum, aldehydes, clary sage, jasmine, rose, ylang ylang, orris, styrax, oakmoss, sandalwood, labdanum, musk, vetiver (Корица, гардения, гальбан, альдегид, шалфей, жасмин, роза, фиалковый корень, дубовый мох, стиракс, лабданум, сандал, мускус, ветивер).
С большой долей вероятности можно предположить, что Любовь Петровна в свой первый визит в Париж в 1947 году выбрала для себя аромат Ma Griffe и затем оставалась ему верной в течение многих лет, она ведь была постоянна в своих вкусах и привязанностях. Хотя, может быть, она покупала и другие духи из упомянутых выше, оставаясь поклонницей марки Carven.