"И мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день! " (Стелла Патрик Кэмпбелл, английская актриса)
Elena M
"..Ее я любил. За что? Не знаю. Ее все любили. В театре Веру Петровну звали В.П., Фаину Георгиевну - Фуфой, Серафиму Германовну - Симой, ее - Любочкой.
В.П., Фуфа, Сима - мои близкие старшие товарищи по цеху. Уникальные индивидуальности со своими особенными характерами и слабостями уже немолодых женщин. Она - Любовь Петровна Орлова - тоже вроде бы была рядом. Я разговаривал с ней, выходил на сцену. Однако между нами существовала дистанция. И эту дистанцию держали мы, а не она. Я и мои сверстники, служившие в театре, не могли позволить с ней никакой "свойскости". Вроде бы каждому из нас она пела: "Я вся горю, не пойму отчего...", "Диги-диги-ду, диги-диги-ду, я из пушки в небо уйду", говорила: "Ай лав ю, Петрович!" А мы понимали - "руками не трогать!" И здесь, за кулисами, она оставалась для нас кино-Золушкой из "Веселых ребят", "Цирка", "Волги-Волги", "Светлого пути". Она оставалась отражением нашей любви. Вызывала преклонение. Хотя вела себя чрезвычайно естественно и демократично, как все хорошо воспитанные, подлинно интеллигентные люди".
Евгений Стеблов, из книги "Против кого дружите?"
Роли в спектаклях в Академическом театре им. Моссовета
«Лиззи Мак-Кей» - 1955 год. По пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная проститутка». Режиссура - И. Анисимова-Вульф, Г.Александров. Любовь Орлова - заглавная роль.
Меня особенно восхитила талантливая игра Любови Орловой. После представления я сказал ей, что я в восторге от ее игры. Это не был пустой комплимент. Любовь Орлова действительно лучшая из всех известных мне исполнительниц Лиззи Мак-Кей.
Жан-Поль Сартр, 1962 г., 400-е представление «Лиззи Мак-Кей»
Краткое содержание пьесы:
Проститутка Лиззи Мак-Кей переезжает в другой город, сбегая от неприятностей в большом городе и надеясь в провинциальном городке найти "хорошую" клиентуру. Она - не из разряда уличных дешевых "девочек". Лиззи предпочитает иметь несколько солидных, приличных и постоянных клиентов.
В поезде к ней пристают несколько наглых белых парней. Они пытаются ее изнасиловать, но за нее вступается негр. Он дерется с белыми нахалами, но сам вынужден бежать и прятаться, спасаясь от преследования по-расистски настроенной провинциальной публики.
Лиззи знакомится с Фредом, проводит с ним ночь. Наутро он приступает к ней с расспросами, пытаясь узнать, что именно случилось с ней в поезде. Оказывается, Фред - приятель самого агрессивного из пристававших к ней белых парней. Фред старается убедить Лиззи дать показания против негра, сказать, что это негр и пытался ее изнасиловать. Лиззи отказывается говорить неправду. Она - честная девушка и не хочет причинить вред невиновному.
К Лиззи приходит сенатор, отец Фреда. Он обращается к религиозным чувствам Лиззи, взывает к милосердию и просит пожалеть пожилую мать нападавшего на нее парня. "Бедная старушка" не переживет, если ее сына посадят, и ее смерть будет на совести Лиззи. Лиззи - почтительная, сострадающая и простосердечная девушка - буквально "добродетельная потаскушка". Ей становится жаль старую приличную женщину, она не может отказать такому "уважаемому и порядочному" человеку, как сенатор. Она соглашается изменить свои показания в полиции. Однако, когда к ней в поисках убежища приходит тот самый негр, она все-таки прячет его у себя в ванной комнате, не выдает полиции.
К ней опять является Фред. Он сообщает, что участвовал в линчевании другого негра, который просто попался под руку жаждавшим крови белым "американским подонкам". Фред заявляет, что он находится под впечатлением проведенной с Лиззи ночи и не хочет больше с ней расставаться. Отныне она - его "собственность".
Лиззи Мак-Кей - Любовь Орлова, Сенатор Кларк - Константин Михайлов
"Лиззи Мак-Кей", финал:
Фред: Ты дьявол. Ты околдовала меня. Я был с ними, держал револьвер в руках, а негр болтался на ветке. Я смотрел на него и думал: "Я хочу ее". Это противоестественно. ...Что ты сделала со мной, ведьма?! Я смотрел на негра и видел тебя. Это ты корчилась в огне. Это я в тебя выстрелил.....
Я поселю тебя в красивом доме с садом, на холме, с видом на реку. Ты будешь гулять в саду, но я запрещаю тебе выходить на улицу, я ревнив. Я буду приходить к тебе, когда стемнеет, три раза в неделю: во вторник, в четверг и по уикендам. У тебя будут черные слуги и денег больше, чем ты можешь представить. Но ты будешь подчиняться всем моим причудам, а у меня их много!
«Нора» - 1958 год. По пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом». Режиссура - И. Анисимова-Вульф. Любовь Орлова - заглавная роль.
В созданном ею образе зрители ощущали трепетность и одухотворенность человеческой души, разрывающей путы, связывающие ее с семьей, построенной на лицемерных нормах частнособственнической морали.
Романов А.В. «Любовь Орлова в искусстве и в жизни»
В пьесе "Кукольный дом" (1879) Нора Хельмер - это ярчайшее выражение буржуазной жены: счастливая, пустоголовая, посвятившая себя своим детям, боготворимая своим супругом, Торвальдом. Она довольна тем, что посвятила себя ему; она принимает его мнения и вкусы как свои собственные. В действительности, она принесла ему в жертву свою индивидуальность. Он, в свою очередь, воспринимает ее как свою "белочку", свою "поющую птичку", маленькую куколку, которую нельзя принимать всерьез. От нее и не ожидается, что она может быть серьезной. Это означало бы, что она является личностью, а это шло бы вразрез с "правилами" их общества. Таким образом, она живет, спрятанная от мира в "спасительном коконе", до того момента, когда силы, которые она, сама того не подозревая, привела в действие, разрушили этот мир, и она столкнулась лицом к лицу с реальностью жизни.
Пьеса, кажущаяся простой, становится все более сложной, по мере того, как раскрываются обман за обманом. Несколькими годами ранее Торвальд, муж Норы, нуждался в помощи. Не поставив его в известность, она взяла деньги в долг, чтобы ему помочь. Она хвастается своей подруге Кристине Линне, что ее муж ничего не знает о долге, и что она тайком подрабатывает, чтобы отдать этот долг. Она горда этим своим достижением и говорит о том, как ей приятно, что она "работает, как мужчина".
Именно Нора играет главную роль в пьесе. Успех спектакля - или его провал - полностью ложится на ее плечи. Сооветственно, в начале пьесы она, словно ребенок, склонна говорить мужу "маленькую беленькую ложь", полностью веря в способность (и желание) Торвальда сохранить ее спокойствие и безопасность. Но эта вера будет поколеблена, когда Нильс Крогстад, человек, который занял ей деньги, появится на сцене и пригрозит уничтожить ее, если она не отговорит Торвальда уволить его. Впервые в жизни она сталкивается с серьезной проблемой, которую должна решить самостоятельно. Вначале она надеется, что сможет спасти свою жизнь, поставив Крогстада в безвыходное положение и солгав Торвальду, чтобы не дать ему раскрыть ее секрет. По мере того, как она пытается оставить Крогстада ни с чем и скрыть от Торвальда свою дилемму, ее представления о мире начинают рушиться. К концу пьесы мы видим преображение Норы во взрослую женщину, которая полностью осознает цену, которую нужно платить за свое вросление, и которая готова платить эту цену.
Nota Bene!
На сайте, посвященном российскому и советскому кино, проводится голосование на предмет выбора лучших актеров и актрис советского кино. Все поклонники незабвенной Любови Орловой приглашаются посетить этот сайт и отдать свой голос за нее. Для этого нужно: зайти на сайт