Из истории некоторых спектаклей:
Elena M
Жан-Поль Сартр (1905–1980) - французский философ, писатель, драматург и эссеист.
Сартр внес значительный вклад в развитие экзистенциального направления в психологии и психотерапии, завоевавшего огромную популярность за последние пятьдесят лет. Было время, когда идеями Сартра бредили миллионы. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».
В нашей стране он известен, в первую очередь, именно как литератор, автор интереснейших пьес («Мухи», «За закрытыми дверями»).
«Почтительная проститутка» (иногда называемая «Почтительная п...») - это театральная пьеса Ж.-П. Сартра в одном действии (двух картинах), впервые представленная публике 8 ноября 1946 года в Театре Антуан (Théâtre Antoine) вместе с другой пьесой «Умершие без погребения».
В главной роли проститутки Лиззи Мак-Кей выступила актриса Элен Босси (Héléna Bossis).
Премьера прошла спокойно, спектакль не стал событием парижской театральной жизни. Минуло уже почти 100 лет с тех пор, как достопочтенная итальянская публика возмущенно обсуждала первое появление в «храме святого искусства» (на сцене оперного театра) необычной героини - падшей женщины (по-итальянски, la traviata). Это был несомненный по тем временам авангард: вместо «высоких страстей» королей и герцогов или трогательных переживаний невинных пасторальных пастушек - страдания блудницы, которую навеки обессмертил влюбленный в нее Александр Дюма (сын). Только гениальная музыка Джузеппе Верди позволила свершиться такой «концептуальной революции».
К 1946 году на сценах оперных и драматических театров, а также на киноэкранах неоднократно появлялись в качестве героинь представительницы древнейшей профессии. Так что удивить видавшую виды парижскую публику такой специфической героиней было практически невозможно. Сама пьеса достаточно тривиальна, сюжет незамысловат, основная идея слишком проста для того, чтобы увлечь, удивить, поразить. В общем, эта пьеса не так уж часто появлялась в репертуарах театров мира.
Однако главная женская роль все же могла быть интересной, выигрышной для актрисы. Возможно, именно поэтому в 1952 году был сделан кинофильм по этой пьесе. Режиссерами выступили Шарль Брабан и Марсель Пальеро.
В главной роли снялась актриса Барбара Лаж (Barbara Laage). Героиня фильма, в отличие от героини театральной пьесы, была не простой жрицей любви, а певичкой в ночном клубе. Так что актриса могла показаться в красивых нарядах на подмостках сцены и имела больше шансов продемонстрировать свои актерские и даже певческие возможности.
Единственным «звездным» актером в этом фильме был Луи де Фюнес, сыгравший маленькую роль посетителя ночного клуба. В целом, фильм, как и пьеса, не имел большого успеха.
И совсем другая судьба ждала эту скромную, нехитрую пьесу в советской стране.
************************
«Она ужасно боялась обжечься, но любила играть с огнём»
(Андре Моруа, из книги «Олимпио, или жизнь Виктора Гюго»)
Режиссер Сергей Юткевич после командировки в Париж подсказал «своей дорогой звезде» Любови Орловой идею постановки этой пьесы в СССР.
Вот ведь что любопытно: сидел советский режиссер, талантливый, умный, интеллигентный человек С.И. Юткевич в зрительном зале одного из парижских театров, смотрел спектакль с такой вот «пикантной» главной героиней и пытался «примерить» эту роль на какую-нибудь советскую актрису, мысленно пробовал представить кого-то из знакомых ему актрис в этой роли. И кого же увидел режиссер в своем воображении в роли проститутки? Народную артистку СССР, лауреата Сталинских премий товарища Орлову Л.П. Довольно неожиданный выбор, правда, только на первый, поверхностный взгляд.
Надо полагать, в тот момент режиссер даже не вспомнил о почетных званиях, правительственных наградах и официальном статусе. В его воображении просто возник знакомый образ обаятельной и умной женщины, умеющей быть (когда ей это нужно) кокетливой, обольстительной, сексапильной. Выбор был вполне закономерен.
Именно эта специфическая роль, как никакая другая, «весомо, грубо, зримо» высветила уникальную особенность актерского типажа Любови Орловой: неповторимое, удивительное сочетание благородного достоинства - и безудержного кокетства, безусловной порядочности - и пленительной женственности, высокой нравственности - и игривого очарования. Такого поразительного, редкостного, почти невозможного сочетания не удалось бы найти ни в ту эпоху, ни сейчас ни в одной другой отчественной или зарубежной актрисе. Она, действительно, была одна - такая. Жизнерадостная кокетка, преисполненная чести и достоинства - это что-то из области фантастики, очень странное и редкое. Трудно даже представить. Чтобы вообразить себе такое, нужно вспомнить героинь Любови Орловой.
Конечно, это был авангардный проект, пожалуй, даже покруче того, что осуществил Джузеппе Верди в середине XIX века в оперном искусстве. Подобных специфических героинь на советской сцене, оперной и театральной, не было, за исключением все той же Травиаты. Однако, эта опера была допущена к постановке в театрах страны не благодаря гениальной музыке Верди, а исключительно по причине своего «острого социального звучания». Ну, как же: героиня - падшая женщина - оказывается благороднее, сердечнее, духовно выше, чем корыстные, жестокосердные представители высшего света.
Вот на подобной же социальной направленности пьесы Сартра и была основана аргументация сторонников ее постановки в Советском Союзе. В пьесе ярко и наглядно показаны все изъяны и пороки американского (!) общества: проституция, ярый расизм, лицемерие представителей власти, жестокость рядовых граждан, безнаказанность преступников. В Соединенных Штатах Америки проститутки бывают справедливее и правдивее сенаторов и полицейских.
Отказаться от такого красочного «разоблачения» французским философом «американского образа жизни» советское руководство не захотело и не смогло. Постановку разрешили, но только с другим названием, только в одном театре и только с одной исполнительницей главной роли.
Это была настоящая победа! Эксклюзивный спектакль. Роль только её, постановка только для неё. Никакой конкуренции, никаких сравнений. Это был единственный такой спектакль в театральной жизни Любови Орловой. И исполнение этой роли стало её несомненной удачей. Может быть, самой большой удачей в ее театральной карьере.
То, что «наши проститутки - самые лучшие проститутки в мире», подтвердил сам автор, приехавший в СССР и признавший, что Любовь Орлова - лучшая из известных ему исполнительниц роли Лиззи Мак-Кей. Весьма своеобразный, даже экстравагантный комплимент для лучшей в мире исполнительницы роли стахановки-многостаночницы. Комплимент попросту парадоксальный, поскольку высказан не в адрес, скажем, сверхсексуальной Марлен Дитрих, чье амплуа - это как раз добродетельные (и не очень) женщины сомнительного поведения, а в адрес Любови Орловой, актрисы, чье официальное призвание - представлять на экране идеальную советскую женщину - «друга, товарища и брата».
Конечно, по просьбе Л. Орловой и Г. Александрова Ж.-П. Сартр дописал пьесу, усилил ее «обличительный пафос». Однако актриса заслужила похвалу автора явно не только за «добродетельность», или «почтительность», своей героини. В этом спектакле ей, к счастью, не приходилось произносить зажигательные пропагандистские речи, как в фильмах своего супруга. Идеи - идеями, а героиня - проститутка, как ни старайся подчеркнуть ее «высокие» душевные качества. Она и ведет себя соответственно, и речи произносит достаточно вольного содержания. Значит, было в актрисе что-то не только добродетельное, но и откровенно кокетливое, соблазнительное, раз автору (французскому мужчине!) так понравилось.
А уж неизбалованным такими героинями советским зрителям нравилось и подавно. Правда, по замечанию М. Кушнирова, особа вольного поведения в исполнении Л. Орловой получилась не обычной дешевой проституткой, а, скорее, дорогостоящей кокоткой, каких в прошлые века называли «дамами полусвета». Гораздо ближе к героине Дюма (сына), чем к героине Сартра.
Любовь Орлова сыграла стриптизершу Паолу Менотти, проститутку Лиззи Мак-Кей и мечтала сыграть куртизанку Маргариту Готье (Даму с камелиями, ту самую Травиату). При всей своей порядочности, даже целомудрии - любила и умела «играть с огнём». Она ведь была женщиной и актрисой! «Ведьмой, которая может всё» (А.М. Горький). И, вообще, просто Звездой.