ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА, московский государственный, c 1964 – академический.
Создан в 1923 под названием Театр им. МГСПС при культотделе Московского Губернского Совета профсоюзов для обслуживания рабочих зрителей. Организатор театра – литератор и режиссер С. Прокофьев.
Вначале театр был передвижным и ставил дешевые спектакли для массового зрителя. В конце 1922 – первые спектакли: "Савва" Л.Андреева, инсценировки "Овода" Э. Войнич, и "Парижа" Э. Золя. В 1925–1940 театр возглавил Е.О. Любимов-Ланской, (1883–1943), выпускник Харьковской драматической школы. Для его постановок были характерны публицистические острота, склонность к социальным характеристикам персонажей, мастерское построение темпераментных массовых сцен. При нем театр превратился в лабораторию новой драматургии: "Шторм" (1925) и "Штиль" (1927) В.Н. Билль-Белоцерковского, "Цемент" по роману Ф.В. Гладкова (1926), "Мятеж" (1927) по Д.А. Фурманову, "Рельсы гудят" (1927) и "Город ветров" (1929) В.М. Киршона. Героико-революционные произведения о гражданской войне, успехах социалистического строительства стали темами театра, а актеры превратились в агитаторов, пропагандистов.
В то время стилем театра стал острый социальный анализ, документально точное, почти натуралистическое изображение событий. Театр увлекался эпическим показом революционной борьбы, созданием социально-политических масок. Главным художником театра в то время был Б. Волков, работавший в стиле конструктивизма. В 1920-х театр МГСПС шел в авангарде советского театра, но в 1930-х такой тип театра и актера уже становился невостребованным. Тогда в театре появились И.Н. Берсенев, С.В. Гиацинтова, С.Г. Бирман – последователи мхатовской школы психологического реализма . За два года (1936–1938), что они служили в театре, И.Берсенев поставил задачу овладения художественным мастерством, преодоления схематизма в создании образа, оправданности психологического рисунка роли. В репертуаре появилась классика: "Васса Железнова" (1936) М. Горького в постановке С.Г. Бирман, "Моцарт и Сальери" (1937) А.С. Пушкина в постановке В.В. Ванина , "Каменный гость" (1937) С. Бирман, "Последняя жертва" (1938) А.Н. Островского В. Ванина и С.А. Марголина. В 1930 театр получил название: имени Московского Совета профессиональных союзов, с 1938 работает под современным названием.
Этапным в жизни театра стал приход в 1940 Ю.А. Завадского ( 1894–1977), в будущем – народного артиста СССР, (1948), Героя Социалистического Труда, (1973), лауреата Государственных премий СССР (1946, 1951) и Ленинской премии (1965), профессора ГИТИСа. В 1940–1977 был художественным руководителем театра, принеся с собой опыт учебы у Е.Б. Вахтангова и К.С. Станиславского. От Вахтангова воспринял вкус к яркой театральной форме, праздничности, карнавальности, импровизации и изяществу пластического решения, от Станиславского – мастерство психологического анализа. Завадский был горячим поклонником студийности, эксперимента, сценического парадокса, яркой театральности, иронического гротеска (в 1924–1936 он руководил студией, которая в 1936 была направлена в Ростов, составив основу Ростовского театра им. Горького ) . Блестящий педагог, Завадский воспитал актерскую школу, представленную несколькими поколениями актеров: это В.П. Марецкая , Н.Д. Мордвинов , О.Н. Абдулов , Р.Я. Плятт , М.Б. Терехова , Г.Л. Бортников и др. Пригласил в театр Ф.Г. Раневскую, Л.П. Орлову. Среди его учеников – режиссеры И.С. Анисимова-Вульф, Ю.И. Еремин, Б.Е. Щедрин, А.Л. Шапс, М.З. Левитин (руководитель театра «Эрмитаж»), А.В. Бородин (руководитель РАМТа), он привел в театр К. Гинкаса и Г. Яновскую (руководители МТЮЗа); Ежи Гротовски (Польша), Сюй Сяо Чжун (Китай), Алехандра Гутьерес (Мексика) – также ученики Завадского.
Помещая в центр спектакля актера, Завадский придавал большое значение изобразительной стороне постановки (его постоянный соавтор – художник А.П.Васильев). Психологическая тонкость, чуткость к жанровому своеобразию драматического произведения, поэтичность, комедийная легкость сочетались в его работах с условной формой спектакля. Среди его лучших постановок лирическая "Машенька" (1941) А.Афиногенова, искрометная "Трактирщица" (1940) К. Гольдони, психологическая трагедия "Нашествие" (1943) Л.М. Леонова, "Чайка" (1945) А.П.Чехова, гротескная "Госпожа министерша" (1946) Б. Нушича, "Шторм" (1951) В. Билль-Белоцерковского, трагически философский "Маскарад" (1952, 1963) М.Ю. Лермонтова (с Н.Мордвиновым в главной роли), "Виндзорские насмешницы" (1957, 1967) У. Шекспира.
Значительной работой стала драма Л. Леонова "Нашествие" (1943), обратившаяся к теме войны и духовного мира человека. Тему войны развивали спектакли: "Русские люди" (1942) К.Симонова , "Фронт" (1942) А.Корнейчука, "Бранденбургские ворота" (1946) М.Светлова. Большое место в репертуаре занимал цикл комедий А.Софронова, популярного в те годы драматурга: "В одном городе" (1947), "Московский характер" (1948), "Миллион за улыбку" (1959). Современную драматургию также представляли: "Дали неоглядные" (19 57) Н. Вирты, "Битва в пути" (1959) Г. Николаевой, классику – "Сомов и другие" (1954) М. Горького, "Забавный случай" (1942) К. Гольдони, романтическая философская трагедия У. Шекспира "Отелло" (1944). При Завадском театр впервые обратился к современной западной драматургии (Ж-П. Сартру, Г. Ибсену, Г. Беллю, Т. Уильямсу и др.). Вехой и театральной легендой стал трагический балаган "Петербургские сновидения" (1969) по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", – творческое завещание Завадского. Посвятив спектакль Вахтангову, режиссер развивал в нем традиции сценического гротеска; неординарное решение сценического пространства придумал А.П. Васильев. При нем же в 1959 в саду «Аквариум» отстроено новое здание театра на 1300 мест.
Постановки других режиссеров театра: "Лиззи Мак-Кей" (1955) Ж-П. Сартра, "Нора" (1959) Г. Ибсена, "Король Лир" (1958) У. Шекспира, "Ленинградский проспект" (1962, 1969) И.В. Штока, "Дядюшкин сон" (1964) по Достоевскому, – все в постановке И.С. Анисимовой-Вульф; "Василий Теркин" (1961) А.Т. Твардовского, постановка А.Л. Шапса, в 1972 в постановке Б.Е. Щедрина, "Странная миссис Сэвидж" (1966) Дж. Патрика, постановка Л.В. Варпаховского (с Ф. Раневской и Л. Орловой в главных ролях), "Глазами клоуна" (1968) по Г. Беллю, постановка Г.Л. Бортникова и Ю.П. Белова, "Дальше – тишина" (1969) В. Дельмара (с Р. Пляттом и Ф. Раневской), "Турбаза" (1974) Э.С. Радзинского в постановке А.В. Эфроса, "Эдит Пиаф" (1970) В.И. Легентова, постановка Б.Е. Щедрина.
По материалам энциклопедии
Государственный академический театр имени Моссовета с 1924 по 1947 год располагался в здании театра "Эрмитаж".
С 1947 по 1959 год театр располагался в здании на площади Журавлева.
В 1959 году театр переехал в новое здание по ул. Большая Садовая (сад "Аквариум"), рядом с площадью Маяковского.
Вид со сцены в зал театра, 1983 год.
Театральный холл.
В состав труппы входили:
В.П. Марецкая, Н.Д. Мордвинов, Л.П. Орлова, Р.Я. Плятт, Ф.Г. Раневская, С.Г. Бирман, В.В. Серова, О.Н. Абдулов, М.Ф. Романов, Б.В. Иванов, К.К. Михайлов, М.Н. Сидоркин, Л.В. Шапошникова, С.С. Цейц, С.Г. Соколовский, С.С. Годзи, В.В. Сошальская, И.С. Саввина, Г.Л. Бортников, А.М. Адоскин, Н.И. Дробышева, Г.С. Жженов, Е.Ю. Стеблов, И.П. Карташева, Э.Л. Ковенская.
Любовь Орлова а) с Н. Охлопковым и Ю.Завадским, б) с В. Марецкой, Н. Мордвиновым и Р. Пляттом, в) с партнерами по спектаклю "Странная миссис Сэвидж" и режиссером Л. Варпаховским
Фото Л.П. Орловой в музее театра им. Моссовета, 1983 г. и 2007 г.
Программки спектаклей театра с участием Л.П. Орловой
Коллеги Л.П. Орловой по работе в театре им. Моссовета
Фаина Раневская
|
Ростислав Плятт |
Серафима Бирман |
Константин Михайлов |
Сергей Цейц |
Михаил Романов |
Михаил Названов |
Вера Марецкая |
Николай Мордвинов |
Семен Соколовский |
Валентина Серова |
Борис Иванов |
Геннадий Бортников |
Людмила Шапошникова |
Евгений Стеблов |
Ия Саввина |
Нина Дробышева |
Татьяна Бестаева |
Nota Bene!
На сайте, посвященном российскому и советскому кино, проводится голосование на предмет выбора лучших актеров и актрис советского кино. Все поклонники незабвенной Любови Орловой приглашаются посетить этот сайт и отдать свой голос за нее. Для этого нужно: зайти на сайт