Из истории некоторых спектаклей:
Elena M
Константин Михайлович Симонов (1915-1979) - советский поэт, писатель и драматург. Советское правительство направляло Симонова в заграничные поездки как «посла советской литературы». Среди такого рода поездок оказалось и его известное путешествие в США вместе с писателем Ильей Эренбургом в 1946 году. Симонов посетил Нью-Йорк, Голливуд и Детройт. Он вернулся из США с новой моделью Кадиллака.
После возвращения домой К. Симонов написал пьесу «Русский вопрос» (1947 г.) Эта пьеса повествует об американском репортере Гарри Смите, который после командировки должен распространять дезинформацию о Советском Союзе. Затем Смит раскаивается в этом, но в результате ему приходится пережить серьезные испытания.
Сюжет пьесы почти зеркально отражает ситуацию самого писателя: он, журналист, съездил в командировку в страну, с которой его родина находилась в состоянии холодной войны, и по возвращении написал заказную пьесу о том, какие недобрые люди живут в той стране и как они разжигают «пожар войны». Правда, в отличие от своего героя, Симонов все сделал так, как было нужно власть предержащим, не ушел в оппозицию и до конца своей жизни пользовался всеми благами, положенными официально признанному писателю страны Советов.
Пьеса шла одновременно в пяти театрах столицы. Во МХАТе роль Джесси исполняла Ангелина Степанова, в театре им. Ленинского Комсомола - Валентина Серова, в Малом театре - Дарья Зарьялова, в театре им. Вахтангова - Валентина Вагрина и Алла Казанская, в театре им. Моссовета - Любовь Орлова.
Конкуренция между исполнителями была довольно напряженной. Сам Симонов, естественно, отдавал предпочтение спектаклю, в котором главную женскую роль играла его супруга - Валентина Серова.
Когда режиссер Михаил Ромм экранизировал пьесу, Симонову также понравилась Джесси в исполнении актрисы Елены Кузьминой, жены М. Ромма.
А вот работу Л.П. Орловой в роли Джесси автор пьесы воспринял без энтузиазма. Разумеется, автор имеет право на собственное, авторское видение того, кто должен представлять его героев или героинь на театральной сцене.
********************
Джон Патрик (1905-1995) - американский драматург и сценарист. Был удостоен нескольких почетных наград за свои драматические произведения. В фильмах, снятых по его сценариям, играли знаменитые американские «ковбои» Грегори Пек и Рональд Рейган.
Здесь можно скачать короткий фрагмент публичного интервью Джона Патрика (1986 г.), посвященного первой постановке его пьесы «Странная Сэвидж» (497 kb). Довольно забавный текст, хотя в самой ситуации смешного было мало. Главное, чувствуется, что человек он был интересный, веселый, любил пошутить, несмотря на преклонный возраст. Вот только его уход из жизни был довольно странным.
Текст фрагмента (перевод автора сайта):
Странная Сэвидж, Нью-Йорк (1950): Лилиан Гиш Нам нужно было найти леди на ведущую роль. Мы нашли Лилиан Гиш. Это знаменитая кинозвезда прошлого. Так вот, премьера должна была состояться через неделю, а она не знала свою роль. Что мы сделали вместе с режиссером - мы написали текст ее роли на обложках журналов. В течение всего спектакля она пересекала сцену и брала журнал, потом клала его на место, пересекала сцену, брала другой журнал и читала текст. Вот таким образом мы сыграли премьеру. Может быть, это и стало причиной, по которой мы получили плохие отзывы.
В общем, как поведал далее в своем интервью Дж. Патрик, спектакль, поставленный на столичной сцене, не принес автору большого дохода, но от постановок в региональных театрах Дж. Патрик все же имел довольно неплохие отчисления: провинциальные спектакли получались более удачными.
Американская актриса Лилиан Гиш (1893-1993) была первым секс-символом немого кино. Впечатление, производимое ею на американских зрителей, было сравнимо с магическим воздействием Веры Холодной на российскую публику. Она прожила 100 лет, и ее имя помнят до сих пор.
В 57 лет выучить текст большой роли за короткий срок - задача не из простых. Не каждому под силу, даже звезде первой величины. К тому же, киноактрисы вообще не так уж часто добиваются значительных успехов на театральной сцене. Слишком велика разница между двумя этими видами искусства.
Любовь Петровна Орлова начала играть Этель Сэвидж в гораздо более солидном возрасте. Текст она знала хорошо, но, по свидетельству ее коллег, у нее была плохая психофизическая память. Ей приходилось долго заучивать последовательность своих действий на сцене: где сесть, когда встать, куда пойти. В общем, у каждого свои трудности.
В итоге Любови Орловой, благодаря ее упорству и целеустремленности, удалось отлично приготовить свою роль, и спектакль с ее участием пользовался успехом у публики.