Григорий Александров: эпоха и кино
Elena M
"И я лечу, преград не зная,
Над морем жизни пролетая,
Как чайка над пучиной вод.
Противоречия меня соткали -
Противоречий нет во мне.
Меня ведь нет -
Меня солгали.
Я наяву живу во сне .. "
Вот с такими стихами пришел юный Гриша Александров к А.М. Горькому в 1920 году. Стихотворение необыкновенное, прямо-таки пророческое.
На первом снимке - первая жена Г.В. Александрова - актриса Ольга Иванова и маленький сын Дуглас (Вася).
На втором снимке - Григорий Васильевич Александров с сыном Василием (Дугласом) и внуком Гришей.
"Меня нередко спрашивают, почему для своих первых, полностью самостоятельных режиссерских работ я избрал жанр комедии. На то было несколько причин. В начале 30-х годов звуковые кинокомедии на экранах почти отсутствовали. Возникла необходимость заполнить "пробел". Об этом говорилось на совещании сценаристов и режиссеров кино осенью 1932 года. Это был новый социальный заказ. Меня он обрадовал. Поскольку комическое занимало мое воображение очень давно, я уже, как говорится, "созрел" для кинокомедии. В памяти отложилось много смешных ситуаций и наблюдений. "
Ольга Шульга , "Советская культура", 22 января 1983 г.
«Хозяин дома Григорий Васильевич Александров подвел меня к одной из фотографий, висевших на стене. За стеклом – небольшой пожелтевший от времени снимок. Двое людей в лодке гребут веслами и, чувствуется, во всю мощь легких распевают песню. Человек с густой копной курчавых волос – Чарли Чаплин. Другой – высокий лоб, густые брови - Григорий Александров. За ними – американский моряк. Еще одного участника этой прогулки – Сергей Эйзенштейна – не видно на фотографии. Не видно потому, что именно он и фотографировал…
Чаплин всегда был полон замыслов. Как-то они катались на лодке по Тихому океану, гребли веслами, и Александров запел «Волга-Волга, мать родная…» Чаплин подпевал. А потом, когда вышли на берег, он неожиданно воскликнул: «Ведь это же действительно мать-река! Можно найти массу сюжетов, чтобы показать эту знаменитую реку!»
Прошло несколько лет, и появилась кинокартина, которая так и называется – «Волга-Волга»…
– Осенью 1926 года, – рассказывает Григорий Васильевич, – нас вызвал к себе Михаил Иванович Калинин. Речь пошла о съемке фильма «Октябрь». В это время в кабинет вошел Подвойский. Михаил Иванович представил ему нас и сказал: «товарищ Подвойский руководил штурмом Зимнего дворца, много сил отдал организации Красной гвардии. Я попросил его зайти не случайно – он будет вашим консультантом…»
Видимо в эти дни и был сделан снимок: Г. Подвойский с Г. Александровым и С. Эйзенштейном.
…Картина «Веселые ребята» снималась в сжатые сроки. Однако поначалу ей была уготована отнюдь не веселая жизнь… Кинематографисты встретили ее в штыки.
Долго продолжались яростные споры вокруг этой ленты. Картину посмотрел Алексей Максимович Горький и поддержал ее…»
«Комсомольская правда», 26 февраля 1983 г.
" - Григорий Васильевич, какой из созданных Вами фильмов стал для Вас наиболее дорогим, любимым?
- Выделить какую-то одну картину целиком, пожалуй, трудно. Но отдельные сцены, эпизоды нравятся мне больше других. Например, драка музыкантов в "Веселых ребятах", где, как мне кажется, найдено удачное сочетание музыки и ритма действия, что для музыкальной комеди очень важно. В "Волге-Волге" люблю сцену, где Стрелка объясняет Бывалову, как много талантов в городе: показывает, как здорово читает стихи некий Миша, как зажигательно пляшет лезгинку Гришка и, рассказывая, сама блестяще исполняет эти номера. В "Цирке" удачна, на мой взгляд, сцена "Колыбельной", где она поется негритенку Джимми на многих языках Советского Союза..."
Ольга Шульга , "Советская культура", 22 января 1983 г.
" - Расскажите, пожалуйста, над чем Вы сейчас работаете?
- Сейчас я приступаю к созданию фильма "Любовь.. Любовь!", посвященного Любови Петровне Орловой. Это будет полнометражная цветная картина несколько необычного жанра. Я назвал бы ее "киносеренадой"....
Нам хотелось бы рассказать о Любови Петровне не только как о звезде советского экрана, но и помочь зрителям ближе познакомиться с ней как с личностью, больше узнать о ее интересной, насыщенной событиями жизни, о том, каким прекрасным человеком она была. В это фильме мы собираемся использовать множество неизвестных до сих пор киноматериалов из нашего личного семейного архива, Госфильмофонда СССР и Красногорского архива. Так что предстоит кропотливый отбор и виртуозная монтажная работа..."
Ольга Шульга , "Советская культура", 22 января 1983 г.
Григорий Васильевич Александров
Народный артист СССР (1948)
Герой Социалистического Труда (1970)
Кавалер орденов Ленина (1939, 1950), Красного Знамени (1938) и Красной Звезды (1963, 1967)
Лауреат Государственных (Сталинских) премий СССР (1941, 1950)
Член Коммунистической партии Советского Союза (с 1954)
Художественный руководитель режиссерского курса во ВГИКе (1950-1957)
Член Советского Комитета защиты мира
Член Президиума Союза обществ "Дружба"
Президент общества "СССР-Италия"
Член Комитета по Международным Ленинским премиям «За укрепление мира между народами»
Член большого художественного совета "Мосфильма"
Художественный руководитель первого творческого объединения "Время" киностудии "Мосфильм"