Звездопад Григория Александрова
Elena M
Ответ любителям "навести тень":
Одна из сотрудниц Мосфильма "авторитетно" высказалась, что Григория Александрова на студии считали глупым человеком. Забавно. Оказывается, знаменитый режиссер, снимавший всенародно любимые фильмы, нашедший, точнее, сотворивший актрису, которая стала идеалом, мечтой, символом эпохи, был глуцом. Так и напрашивается вопрос насчет судей. Кто они? Что они сделали в своей жизни такого выдающегося, чтобы иметь право судить других?
Во-первых, стать режиссером (особенно знаменитым) НЕ может любой желающий. Для этой профессии, как и для профессии дирижера, требуется особое системное мышление, которым обладают далеко не все. "Глупый режиссер" - это что-то вроде "летающего пуделя", может случиться только в магическом бреду Кастанеды.
Во-вторых, глупый человек не бывает остроумным, по определению. А многие, знавшие Александрова лично, вспоминают его как остроумного и интересного собеседника, увлекательного рассказчика.
В-третьих, глупый человек не бывает талантливым. Как гений и злодейство, так талант и глупость - две вещи несовместные. Отрицать же наличие у Александрова таланта, да еще и не одного, вряд ли кто-то решится.
В-четвертых, его фильмы, по сравнению с фильмами многих его современников, смотрятся на удивление свежо и живо. Если не принимать во внимание некоторую (неизбежную тогда) идеологическую нагрузку, то по части постановочной его фильмы оставят далеко позади творения последующих советских десятилетий. Смотреть их гораздо интереснее, чем многие фильмы 50-х или 60-х годов. Его "Композитор Глинка", снятый в 1952 г., вызывает ощущение, что сделан в конце 70-х.
Ну и наконец, представить себе рядом с Орловой, да еще в течение 42 лет, глупого человека просто невозможно, тоже по определению.
Первые звездочки
Он был хорош собой, талантлив, обаятелен. Спортсмен, играл на гитаре, пел. Конечно, он нравился женщинам. И, естественно, они нравились ему.
Первой известной пассией Григория Александрова была актриса театра "Пролеткульта" и ПЕРЕТРУ ("Передвижной труппы") Вера Янукова, неразделенная любовь С. Эйзенштейна. В 1923-1924 годах они вместе принимали участие в авангардной постановке спектакля "На всякого мудреца довольно простоты". Александров ходил по канату, а Верочка совершала акробатические номера на шесте. Поклонников у Верочки было множество, в том числе именитых. Роман был, но, кажется, недолгий. Впоследствии она снялась в ряде советских фильмов, хотя особо известной киноактрисой не стала.
Его первая жена Ольга Иванова. Она выступала в Московском Мюзик-холле. Музыкальная актриса, очаровательная женщина. В 1925 году у них родился сын Василий (Дуглас). В 1929 году Александров уезжает на стажировку в Америку. Это обстоятельство, вероятно, внесло раскол в семейные отношения. Все-таки трехлетняя разлука не могла не сказаться. Семья распалась в 1933 году, через год после его возвращения.
Первая "его" актриса. В 1930 году во Франции он снял короткометражный музыкальный фильм "Сентиментальный романс". Съемки фильма производились зимой и ранней весной 1930 года: Бретань (натура) и парижский пригород Бийанкур (павильон).
Мара Гри (наст. фам. и имя Якубович Мария Владимировна; в первом браке - Клейн; во втором - Гринберг; 1894–1975) - певица и актриса. С 1920 года - в эмиграции. С середины 1920-х гг. - подруга, с 1933 года - жена Л. Розенталя (французский предприниматель, выходец из России, он же и продюссировал фильм).
Режиссерами фильма официально считались С. Эйзенштейн и Г. Александров, однако Эйзенштейн фактически отказался от авторства, его участие было минимальным.
То был как всегда авангард, но особого свойства - первый в истории звукового кино музыкальный клип. Сюжетную основу фильма составил романс "Жалобно стонет ветер осенний". Единственным действующим лицом была героиня Мары Гри, исполнявшая романс на фоне картин природы - поле колышушейся пшеницы, пруд с лебедями, осенний ветер, затем солнце, голубое небо и летящие голуби. Героиня за роялем, сначала в темном, вся в грусти, затем вся в белом, в радости. И правда, ужасно сентиментально.
Голливудские звезды
Выбор звезд в Голливуде всегда был богатым.
Первой звездой была знаменитая Мэри Пикфорд, жена Дугласа Фэрбэнкса, с которым Александров подружился так, что даже переименовал в его честь своего сына. Маленького роста, совсем не красавица, но талантливая, упорная, трудолюбивая, с железной волей, она с детских лет привыкла работать, сама зарабатывала на жизнь себе и еще содержала мать и сестер. В общем, образец идеальной актрисы для режиссера.
Несомненно, большой интерес вызывала единственная русская звезда Голливуда Ольга Бакланова.
Вряд ли они были знакомы - Бакланова эмигрировала из России, не хотела иметь ничего общего с новым большевистским режимом, а Александров приехал в Америку, командированный этим самым режимом. Ему и не положено было заводить с ней знакомство. Но она снималась в кино, блистала на Бродвее, в мюзиклах. Быть в Нью-Йорке и не сходить в театры на Бродвее было невозможно. Как невозможно было не обратить внимание на белокурую голубоглазую русскую красавицу, музыкальную актрису, знаменитую Russian Tigress ( "Русскую Тигрицу").
Грета Гарбо, похоже, сама обратила внимание на голубоглазого светловолосого русского режиссера. Молодой, интересный, смешливый. По воспоминаниям, она приходила в домик, где жила советская "троица" - Эйзенштейн, Тиссэ и Александров - и первые двое понимающе удалялись.
Она подарила ему свою фотографию с надписью "To my love Grigori" (моему любимому Григорию).
Что бы ни говорили о ее бисексуальной ориентации, все же она была актрисой, игравшей героинь любовных драм, и ей по амплуа было положено адекватно реагировать на интересных мужчин.
Звезда Марлен Дитрих только всходила на мировом небосклоне. К концу периода пребывания советской троицы она прибыла в Голливуд, где специалисты "фабрики грез" основательно взялись за ее внешность и имидж. Очень полезный опыт для молодого стажера.
"Подружка Марлен"- называл ее впоследствии Александров. Он был знаком с Дж. фон Штернбергом и, конечно, с его любимой актрисой тоже. Вероятно, они вызывали взаимный интерес друг друга, ничего удивительного. Оба молодые, красивые, в начале своей карьеры, полные надежд и планов. Впрочем, с ее карьерой в тот момент все было достаточно ясно - она уже встретила "своего" режиссера. А вот его решающая встреча с главной актрисой была еще впереди.
Самой яркой звездой, поющей и танцующей, уже знаменитой, в расцвете карьеры, была очаровательная блондинка Джанет МакДональд. Фильмы с ней - это не "жестокие" мелодрамы с участием Гарбо и Дитрих, а мюзиклы, светлые, оптимистичные, с обязательным happy end ("счастливым концом"). То, что нужно было советскому руководству. То, что ждал уставший от революции и разрухи народ, по твердому убеждению тов. Сталина. То, что уже внутренне готов был снимать молодой голливудский стажер Григорий Александров.
Ну, а в письмах Г. Александрова к жене и знакомым звучали вполне понятные заверения, что-то вроде "меня царицей соблазняли, но не поддался я..." Как и положено верному-примерному супругу.
Звезда пленительного счастья
Путь "через тернии к звездам", точнее, к одной, своей звезде, оказался довольно извилистым и долгим.
Ему надо было объехать полмира, чтобы, вернувшись домой, встретиться с ней.
Ему надо было провести три года в Америке и Мексике с С. Эйзенштейном, чтобы окончательно понять, что он хочет работать сам, делать свое кино, другое кино, самостоятельно.
Ему надо было познакомиться с самым передовым опытом крупнейшей кинофабрики мира, чтобы затем ставить свои авангардные фильмы-сказки.
Ему надо было проникнуть в секрет беспроигрышного успеха голливудских мюзиклов, чтобы создать свои вечнозеленые "музыкальные комедии".
Ему надо было разглядеть и оценить своим цепким режиссерским взглядом все достоинства и недостатки самых блистательных мировых звезд, чтобы понять, какая именно героиня нужна ему для собственного триумфа.
Как это было...
" Дядя Лёня (о номере Верочки Шатровой): Ну как, хорошо?
Режиссер Громов: Хорошо, но не пойдет."
До чего же автобиографичен фильм "Весна"!
Вероятно, такой диалог с самим собой вел режиссер Александров, когда смотрел на результаты фотопробы актрисы Орловой.
Хорошо, но надо бы еще лучше. Как в Голливуде. И заставил (нет, конечно, уговорил!) ее превратиться в блондинку. Вот только тогда стало то, что надо.
Найдя то, что надо, он, похоже, перестал особо реагировать на других женщин.