Любовь Орлова
Журнал «Советский фильм», № 2, 1977 г.
Сегодня Любови Орловой исполнилось бы 75. Она не дожила до этой даты совсем немного, но тем не менее навсегда осталась в памяти зрителей красивой, молодой, жизнерадостной, полной сил и оптимизма. Снявшись в фильмах «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1933), «Светлый путь» (1940), Любовь Орлова сразу же завоевала сердца зрителей. Ленты эти вошли в историю советского киноискусства, и образы, созданные Любовью Орловой, воспринимаются, как лирический портрет эпохи 30-х годов. Позже актриса сыграла в фильмах «Дело Артамоновых» (1941), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949), «Мусоргский» (1950), «Композитор Глинка» (1952), «Русский сувенир» (1960). А затем вернулась на театральную сцену, с которой начался ее творческий путь. Художник редкого таланта, профессионализма и трудолюбия, она создала на подмостках московского театра имени Моссовета яркие, незабываемые образы.
Воспоминаниями об этой удивительной актрисе делятся известные деятели советского искусства: композитор и певец, создатель одного из лучших эстрадных ансамблей Леонид Утесов, кинорежиссер Григорий Рошаль, популярный актер кино и театра Ростислав Плятт.
Леонид УТЕСОВ
ТАЛАНТ И ТРУДОЛЮБИЕ
Представить себе Любовь Орлову в 75-летнем возрасте мне не удается. И не только потому, что я знал ее молодой, прекрасной и обаятельной. Она такой оставалась всегда. Если хотите знать, то я любил ее. Не романтической любовью. Нет! Я восторженно преклонялся перед актрисой и труженицей.
Когда меня спрашивают, что нужно, чтобы стать настоящим актером, я говорю — талант и трудолюбие. За свою долгую актерскую жизнь я не встречал ни одного актера, который бы так упорно, с таким энтузиазмом и любовью к искусству работал над собой, как Любовь Орлова. Мне всегда казалось, если бы Орловой сказали, что через неделю надо будет жонглировать семью различными способами, она бы только спросила: «А если на это потребуется восемь дней, не страшно?» И через восемь дней выполнила бы в совершенстве подготовленный номер. Если бы ей предложили исполнить танец из балета «Дон Кихот», то она и это бы сделала на «отлично». Любовь Орлова пришла в кино из театра и стала замечательной актрисой кино, оставаясь и блестящим мастером сцены. В кино она пришла, когда Великий немой только заговорил. В звуковом кино нужно было играть совсем иначе, чем в немых картинах. Орлова и это сумела.
Возможно, это звучит парадоксально, но для меня творчество актера театра и актера кино не только различны, но и диаметрально противоположны. Умение исполнять роль в ее последовательном развитии на сцене — одно дело, а мгновенно включаться в кадр, действие которого вырвано из середины или даже завершает фильм, — совсем иное. Это очень трудно. Это совсем другой творческий процесс.
Поэтому театральные актеры порой беспомощны перед кинокамерой, а киноактеры — на сцене. Любовь Орлова была одинаково совершенна и на сцене и на экране. Конечно, мне, музыканту, Любовь Орлова дорога не только как драматическая актриса, но и как певица. И в этом она была абсолютно профессиональна.
Многим молодым актрисам будет очень полезно не только поучиться мастерству и трудолюбию у Орловой, но и усвоить систему ее жизни. А система заключалась в постоянном тренаже, строгом режиме и систематических занятиях. До самых последних дней своей жизни она трудилась, и труд ее, одухотворенный талантом, приносил радость людям.
Григорий РОШАЛЬ
ПЕСНЯ И РАДОСТЬ НАШЕГО ИСКУССТВА
При жизни Любови Орловой мы ее называли «песня и радость нашего искусства». Сегодня ее нет. А в затемненных кинозалах с экранов продолжает пленять ее Анюта из «Веселых ребят», Таня из «Светлого пути», Марион Диксон из «Цирка». Из судеб ее героинь, так точно воссозданных и таких неповторимых благодаря ярчайшей индивидуальности актрисы, вырисовываются судьбы ее поколения. Героини Орловой, ее улыбка и песни несут в себе оптимизм, энтузиазм, жизнерадостность и задор тысяч и тысяч молодых людей, ее сверстников.
В этом, а не только в отточенном профессиональном мастерстве, — источник ее подлинно всенародной славы. А сколько было незабываемых театральных работ! И среди них роль актрисы Патрик Кэмбелл, друга Бернарда Шоу, в «Милом лжеце», и эта такая мудрая, познавшая всю силу лицемерия высшего общества «странная миссис Сэвидж» в одноименной пьесе.
Какие разные образы создала она в кино! Ученый и певица в «Весне», журналистка Шервуд во «Встрече на Эльбе», певица Платонова в «Мусоргском», Паула Менотти в «Деле Артамоновых». А я еще помню ее совсем юной Грушенькой в моем фильме «Петербургская ночь» по Достоевскому.
Удивительно, что при всей жизненности, реальности созданных Любовью Орловой образов, ее имя овеяно дымкой легенды. А в общем-то так бывает всегда, когда человеческое сердце соприкасается с чудом. А у «чуда Орловой» была простая земная основа. И в этом слиянии реальности и фантазии — триумфальный успех вечно молодого, солнечно яркого искусства Любови Орловой.
Ростислав ПЛЯТТ
ВОЛШЕБНОЕ ИМЯ — ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
Есть в мире искусства имена, которые, подобно некоему волшебному слову из старых сказок, открывают нашему воображению целую страну неповторимых образов. Когда мы произносим: «Любовь Орлова», за именем этим видится ряд блистательных фильмов, которые вот уже сорок лет сохраняют свою притягательную силу и заразительность. Несколько поколений зрителей получили заряд активной жизнедеятельности от фильмов «Веселые ребята», «Волга- Волга», «Светлый путь», «Весна».
Талант Любови Орловой словно растворился в любимых и сегодня «Песне веселых ребят», «Марше энтузиастов», в величии и лирике « Песни о Родине», в «Лунном вальсе».
Далеко не все ценности тех времен пришли к нам в сегодняшний день такими же сохранившимися. Но «мир Орловой» жив и поныне. И что самое важное — мир этот и сейчас молод. Что же все-таки главное, особенное, присущее только ей? Она была поистине «синтетическая актриса». Отлично пела, танцевала, владела искусством пантомимы, высокой культурой слова и сценического действия. Сочетание таких разнообразных творческих данных и поставило Орлову в особый ряд среди актрис.
И еще ее отличало творческое бесстрашие, атакующий стиль ее жизни в искусстве. В юности Любовь Орлова хотела стать актрисой музыкального театра, готовила себя к концертной деятельности. Она училась в балетной школе, закончила Московскую консерваторию по классу рояля, занималась вокалом. И для молодой актрисы не было неожиданным приглашение Немировича-Данченко в музыкальный театр. С успехом выступила Орлова в главных ролях оперетт «Перикола» и «Корневильские колокола». Казалось бы, призвание было определено. Но неожиданно уже в фильме «Петербургская ночь» мы увидели в Орловой актрису драматическую и с большим будущим в кино.
С Любовью Орловой я снимался в фильме «Весна». А затем мне выпало счастье играть с ней в спектаклях «Милый лжец» и «Странная миссис Сэвидж». И на этот раз на сцене она вновь подтвердила свой талант, мастерство и глубокую интеллигентность. Это была замечательная партнерша и обаятельнейшая женщина.