Увенчанная славой
Вера Строева
Журнал "Искусство кино", № 6, 1975 г.
От нас ушла Любовь Петровна Орлова – замечательная актриса, популярность которой у многих поколений советских зрителей была поистине легендарной. С именем Любови Петровны для всех нас, и кинематографистов, и и любителей кино, связано становление жанра советской музыкальной комедии.
С особой полнотой раскрылось ее уникальное дарование в фильмах Григория Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Образы, созданные актрисой – Анюта, Дуся Петрова, Таня Морозова запечатлели счастливую судьбу целого поколения советских женщин, талант которых так полно раскрылся в эпоху строительства социализма. Именно здесь заключена причина необычайной популярности артистки, узнаваемости ее героинь, близости их зрителю. Песни Исаака Дунаевского, спетые Орловой, облетели всю страну. Без них нельзя представить себе сейчас незабываемую эпоху 30-х годов.
…Мы с Григорием Львовичем Рошалем познакомились с Любовью Петровной еще в 1932 году, когда приступали к постановке фильма «Петербургская ночь» и искали актрису на роль Грушеньки. В музыкальном театре, руководимом Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, мы впервые увидели молодую Любовь Орлову в спектакле «Перикола» и «Корневильские колокола». Ее голос и удивительная пластичность произвели на нас неотразимое впечатление.
Так состоялся дебют Орловой в кино, где ее музыкальное дарование сочеталось с талантом лирико-драматической актрисы.
В только что построенном на Потылихе новом корпусе «Мосфильма», в еще неотапливаемых, холодных павильонах, она, хрупкая и нежная, безропотно переносила и стужу, и сквозняки, и несовершенство недавно родившейся звуковой аппаратуры. Любовь Петровна была высоко дисциплинированным человеком, ее отличали необыкновенный внутренний такт, особая интеллигентность, и неповторимое обаяние женственности. Прекрасный товарищ, она завоевала любовь своих партнеров – Бориса Добронравова, Александра Горюнова и всего съемочного коллектива.
Еще до завершения съемок фильма «Петербургская ночь» она уже была увлечена новой работой – ролью Анюты в фильме «Веселые ребята» Григория Васильевича Александрова. Актрисе повезло необыкновенно. Едва придя в кинематограф, она сразу же нашла тот жанр, который наиболее полно раскрывал ее индивидуальность, нашла своего режиссера, с которым в дальнейшем была связана вся ее жизнь в киноискусстве.
Музыкальное дарование актрисы завоевало такой успех у зрителей, что каждый новый фильм Г. Александрова и И. Дунаевского с Любовью Орловой приносил славу не только ей, но и всей советской кинематографии.
Любовь Петровна стала горячим пропагандистом новой советской песни. Свою работу в кино она сочетала с широкой концертной деятельностью. Ее выступления, которые всегда отличала широта репертуара, включали в себя и классику (она училась в Московской консерватории). Проходили они всегда в сверхпереполненных залах.
Слава замечательной актрисы шагнула далеко за пределы нашей страны. Ее засыпали цветами, буквально, носили на руках. Она стала легендой. Но ее никогда не покидала высокая требовательность к себе - ни на один день не прекращала она своих тренировок, часами работала. Каждый день гимнастика, пение, хореография. И так из года в год! «Я только труженик» - повторяла она в ответ на похвалы своих поклонников.
На экранах появлялись все новые и новые фильмы с участием Любови Петровны – «Волга-Волга», «Светлый путь» и другие, - в них актриса создала жизнеутверждающие, полные оптимизма и энергии образы советских девушек. А рядом возникли почти трагическая Марион Диксон в фильме «Цирк» и драматическая роль Ксении в «Ошибке инженера Кочина» (режиссер Александр Мачерет). В основе этих ее художественных свершений тоже лежал труд, упорный, самозабвенный. Я была на съемках, когда Любовь Петровна снималась в роли каскадной певицы Паулы Менотти в фильме «Дело Артамоновых» (режиссер Григорий Рошаль), и хотя роль была эпизодической, как всегда актриса ювелирно оттачивала каждую деталь, не считаясь со временем…
Вспоминается начало войны, специальный поезд в Алма-Ату, куда эвакуировались «Мосфильм» и «Ленфильм». В этом же поезде ехали артисты Большого театра, писатели, академики, профессора. Путешествие длилось более двух недель. Мне не забыть, сколько раз Любовь Петровна выступала в госпиталях перед ранеными, покоряя всех своей простотой, талантом и неповторимой улыбкой.
После победного окончания Великой Отечественной войны Орлова снималась в новых фильмах, поставленных Григорием Васильевичем Александровым, создала образы журналистки Джанет Шервуд (в картине «Встреча на Эльбе»), ученой Никитиной и певицы Шатровой (в комедии «Весна»), сестры композитора Глинки в одноименном фильме. В фильме «Мусоргский» она исполняла роль певицы Платоновой, трудной ценой добившейся постановки оперы «Борис Годунов» и спевшей Марину Мнишек.
В конце сороковых годов Любовь Петровна пришла в коллектив театра имени Моссовета. И снова успех и любовь зрителей! Новые образы – трагическая Нора Г. Ибсена, Лиззи Мак-Кей, Патрик Кемпбелл в «Милом лжеце», миссис Сэвидж в одноименной пьесе! Какой великий труд, какая насыщенная творческая жизнь!
Совсем недавно мы отмечали пятидесятилетний путь Любови Петровны в искусстве, а она оставалась для нас молодой, хрупкой и нежной…И вот горестное известие. Актрисы, которая была воплощением жизни, ее безграничной наполненности, радостной многозвучности, не стало.
Но прекрасное ее творчество, образы, созданные ею, будут жить в сердцах зрителей. Экран надолго сохранит для будущих поколений ее улыбку, ее песню, ее любовь к людям – неповторимый облик Любови Петровны Орловой.