Любовь Орлова
Н. Докторова
Журнал «Советский экран», 1982 (?), стр.35.
В 1947 году в парижском зале Плейель состоялся концерт советской киноактрисы Любови Петровны Орловой. Только что на Венецианском фестивале фильм «Весна» был отмечен премией. А Любовь Орлова разделила звание лучшей актрисы года с Ингрид Бергман, сыграв в музыкальной комедии «Весна» две совершенно различных, даже контрастных роли — профессора Никитиной и опереточной актрисы Шатровой. И вот со сцены зала Плейель Орлова запела марш из кинофильма «Веселые ребята», получившего за тринадцать лет до этого в Венеции первый приз — Золотой кубок Второй международной кинематографической выставки.
С первых же слов зал подхватил песню на французском языке:
Среди упорной борьбы и труда,
Ведь мы такими родились на свете,
Что не сдаемся нигде и никогда!
В словах, музыке, в самом духе этого марша необыкновенно точно отразились творческая индивидуальность, актерская и человеческая сущность актрисы, хотя во время создания песни авторы ее еще не были знакомы с Любовью Орловой. Первая музыкальная кинокомедия режиссера Григория Александрова отразила радостную атмосферу социалистического строительства 30-х годов.
Однажды в Музыкальном театре имени Вл. И. Немировича-Данченко Александров слушал «Периколу». Заглавную партию пела Любовь Орлова. «Я увидел, что Орлова играет как хорошая драматическая актриса, превосходно поет и танцует, — вспоминает он. — Мы азартно спорили первые несколько дней нашей многолетней совместной жизни. Спорили, пока не поняли друг друга. А поняв, прожили душа в душу более сорока лет. Любовь Петровна стала моей женой. Ее требовательное отношение к искусству стало для меня путеводной звездой. Она во всех начинаниях была не только суровым, беспощадным критиком, но и другом- вдохновителем и неоценимым помощником» ( Александров. «Эпоха и кино» Политиздат. 1976, стр. 168).
Любовь Орлова представляла тот тип разносторонне одаренной актрисы, о котором мечтал знаменитый режиссер, один из основателей МХАТа, Вл. И. Немирович-Данченко. Не случайно именно в его музыкальном театре она начала работать хористкой в 1926 году. А ее первое детское выступление в музыкальном спектакле, поставленном Федором Шаляпиным силами детей у него дома, было замечено. На девятилетюю Любу обратил внимание Лев Толстой: подарил девочке «Кавказского пленника» и свой портрет с дарственными надписями. Позже Орлова училась в Московской консерватории, в балетной школе, занималась драматическим искусством у мастеров Художественного театра. Вскоре в Музыкальном театре имени Вл И. Немировича-Данченко она стала исполнительницей ведущих партий.
Но актриса мечтала о ролях современниц, захваченная, как и все советские люди, грандиозными преобразованиями в стране. До встречи с Александровым Орлова имела опыт работы в немом и звуковом кино, наиболее интересной была ее роль Грушеньки в кинофильме «Петербургская ночь» (режиссер Г. Л. Рошаль).
Небольшую первоначальную роль Анюты в «Веселых ребятах» талант Орловой сделал одной из центральных. Ей удалось органично соединить эксцентрику, лиризм, комедийность и музыкальность образа с его драматургической основой. Естественным в ее исполнении становился финал фильма, где невзрачная домработница в громадных ботинках и деревенских полосатых чулках, с торчащими в разные стороны смешными косичками на глазах у зрителей превращалась в прекрасную женщину, эстрадную примадонну.
В кинофильме «Цирк» актриса опять создала как бы два образа в одном: глубоко несчастная, страдающая от деспотизма своего импресарио звезда американского цирка обретала в Советской стране новую родину, любовь и счастье, преображалась в конце фильма в гордую и уверенную в себе и своем будущем женщину. Как равная среди советских людей, идет она в колоннах демонстрантов по Красной площади...
В «Волге-Волге» глубоко уверенная в своей правоте письмоносец Дуня побеждала бюрократа Бывалова. Апофеозом этой победы становилась сочиненная Дуней песня, подхваченная миллионами голосов и широко разливающаяся над Москвой, над Волгой, над страной...
Во всех этих фильмах тема Золушки, становящейся в Советской стране принцессой, оставалась главной. Завершал ее фильм «Светлый путь» (1940 год), в котором тема Золушки звучала уже не только в сюжете, где неграмотная гостиничная прислуга становилась ткачихой, потом инженером, депутатом Верховного Совета, но и в самих песнях, так полюбившихся зрителям.
С 1955 года Любовь Петровна Орлова — актриса Государственного академического театра имени Моссовета. В пьесах «Нора» Г. Ибсена, «Лиззи Мак-Кей» Ж. П. Сартра и «Милый лжец» Килти она выступила в новом для себя жанре психологической драмы.
Человек поразительной воли и самодисциплины, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий Любовь Орлова до последних дней жизни продолжала свой труд актрисы, сумела оставаться молодой в жизни и на сцене.
Наиболее ярко талант Орловой проявился в кино, где каждая ее героиня была одной из миллионов сильных и гордых советских женщин, строительниц новой жизни. Зрители дарили ей подарки, как своему товарищу по труду: шахтеры Донбасса — шахтерскую лампочку, челябинские тракторостроители — поршневое колесо... Писали, что ее роли помогают им строить и жить. Слава Орловой живет и поныне.
Строить и жить помогала
К. Мирошниченко,
кандидат технических наук,
бывший начальник литейного цеха ЧТЗ, 1979 г.
Сорок лет назад в первомайском номере «Правды» было напечатано стихотворение известного советского поэта Виктора Гусева «Кольцо» — о содружестве искусства и труда. И мне, ветерану Челябинского тракторного завода, навсегда запомнилась предыстория этих строк
...ЧТЗ переходил на выпуск новой модели трактора с быстроходным дизельным двигателем. Американская фирма «Катерпиллер» на выпуск первых 10 тысяч таких машин затратила около восьми лет с довольно длительной остановкой производства. Челябинские тракторостроители этот же путь прошли за три года, не останавливая работы. Но ритм выпуска нередко нарушался, нет-нет и прервется поток деталей на главный конвейер сборки. Чаще всего темп сдерживали литейщики. Не хватало поршневых колец — небольших деталей, выпускаемых отдельным участком литейного цеха. Участок этот изо дня в день недодавал из-за брака большое количество колец.
И вот в те дни в Челябинск с концертами приехала Любовь Петровна Орлова, замечательная киноактриса. Выступала она и в клубе ЧТЗ. Были заполнены все места и проходы, зрители сидели на полу у сцены, но зал не вместил и десятой доли желающих.
На другой день актриса попросила ознакомить ее с заводом. Пояснения по литейному цеху давал я. А при прощании, воспользовавшись случаем, попросил выступить для литейщиков. Любовь Петровна пообещала специально вернуться через неделю из Магнитогорска и дать на заводе еще два концерта.
Вернувшись в цех, я зашел на участок поршневых колец и сообщил: "Орлова согласилась спеть для литейщиков, но с какими глазами идти на концерт, не знаю — колец не хватает, подводим завод". Один из рабочих (к сожалению, не помню его фамилии) ответил: «Были бы билеты на концерт, а за кольца не беспокойся»...
Сказано — сделано. В день концерта я вручил рабочим участка билеты на лучшие места, а они вместо обычных 9—10 тысяч колец дали рекордную выработку — почти 12 с половиной тысяч штук. И предложили преподнести Л. П. Орловой рекордное кольцо. Его отполировали и захромировали, на одной стороне выгравировали слова: «Нам Ваша песня строить и жить помогает. Л. П. Орловой — литейщики ЧТЗ»; на другой: «12310 рекордное кольцо в честь Вашего приезда» и дата.
После исполнения «Марша веселых ребят» на сцену поднялась наша цеховая делегация во главе со старейшим литейщиком Петровым и вручила актрисе кольцо. Какая была овация!.. Любовь Петровна сказала: "Спасибо", и не могла сдержать слез, потом добавила: «Я лучше спою». И как она тогда пела!..
Спустя несколько дней меня для командировки в США вызвал нарком Серго Орджоникидзе. При приеме он обратился к своему заместителю: «Это тот самый, что артисткам колечки дарит? Ну, расскажи, расскажи». Я рассказал, а закончил словами: «Отчего не обменяться сувениром с народной артисткой?»
Кто-то из присутствовавших бросил реплику: «Она еще не народная». Серго в ответ: «Если литейщики признали — она будет народной. Литейщики не ошибаются».
...А через несколько месяцев в «Правде» появилось стихотворение В. Гусева «Кольцо» — об этом дорогом нам дне.
Поистине народная
«Комсомольская правда», 11.02.1982 г.
Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения народной артистки СССР, лауреата Государственных премий СССР Любови Петровны Орловой. Жизнеутверждающие, полные тонкого лиризма образы, созданные актрисой, стали классикой советского театра и кино. Мы попросили поделиться воспоминаниями об актрисе поэта Д. Л. Паттерсона, которого связывала с Л. П. Орловой многолетняя дружба.
Мне не довелось быть свидетелем начале творческой деятельности Любови Орловой. Я был мальчиком лет семи или десяти, когда она была уже общепризнанной «звездой».
Во время съемок фильма «Встреча на Эльбе», в Риге Любовь Петровна и Григорий Васильевич Александров навестили меня, в то время воспитанника Рижского нахимовского училища. Позже в наших разговорах мы часто касались ролей, сыгранных ею. Любови Петровне был особенно дорог фильм «Веселые ребята», принесший ей первую славу в кино. Она удивительно тепло отзывалась о своем партнере Леониде Осиповиче Утесове и считала, что совместная работа с ним ее очень творчески обогатила.
В фильме «Цирк» Орловой пришлось преодолеть много трудностей: работать на турнике, жонглировать, делать акробатические трюки... Все это требовало длительной тренировки. Но самым сложным моментом в кинокартине «Цирк», по мнению Любови Петровны, была сцена «колыбельной», выполнение которой давалось с особым трудом. Григорий Васильевич настаиал на том, чтобы колыбельную песню Любовь Петровна пела спящему у нее на руках ребенку. Но это никак не получалось. Трудно было себе представить, что в условиях киностудии, в павильоне, в непривычной обстановке под юпитерами малыш уснет. Но каким- то чудом однажды, после долгих ожиданий, это все-таки случилось, и сцена со спящим ребенком была снята. «Как мы все были счастливы!» — восклицала Любовь Петровна, вспоминая об этом.
В Академическом театре имени Моссовета Любовью Петровной был сыгран ряд ролей. Не все спектакли мне пришлось увидеть. Но «Милого лжеца» Джерома Килти я видел неоднократно и даже присутствовал на репетициях, которые проводил Г. В. Александров, постановщик этого спектакля.
Любовь Петровна была истинной хозяйкой своего очаровательного дома, где все было сделано ее руками и подчинено ее безукоризненному вкусу. Удивительно, что Любовь Петровна находила время и для этого. Она не боялась никакой работы и все успевала. В ее загородном домике во Внукове ею были выращены прелестные цветы. Она сама ухаживала за газонами. Любовь Петровна никогда не жаловалась на усталость — ни в работе, ни в отдыхе.
Меня потрясала та любовь, которой ей отвечали зрители, на ее концертах. Ей буквально устраивали овации. Иногда зрительный зал подолгу аплодировал стоя. Ее обаятельный облик, неподвластность времени действовали ошеломляюще. Она была поистине народной артисткой.
Мне запомнился вечер, когда, уже зная о безнадежной болезни Любови Петровны, я увидел ее на экране телевизора, как всегда элегантную и приветливую. Поборов болезнь, она приехала на телестудию на свое последнее выступление. Вскоре ее не стало...
Искусство Любови Петрович Орловой, несущее жизнеутверждающий заряд оптимизма, навсегда останется в памяти у всех почитателей ее таланта.