Первая открытка со "звездной подписью" появилась у Розы Борисовны в 1951 году. В Саратов приезжала с концертом Любовь Орлова.
— Выступала киноактриса в консерватории. Пела, отвечала на вопросы, задаваемые из зала. Встреча сопровождалась фрагментами фильмов с ее участием, демонстрирующимися на большом экране. Это была настоящая звезда! Все девчонки одевались, прически делали под нее, старались подражать в разговоре, мечтали петь, как Любовь Орлова. Не помню, как прорвались на концерт. Творилось невообразимое — феноменальный аншлаг. Но когда на сцене появилась она — все остальное стало уже не важно. Вышла блондинка с короткой стрижкой в шикарном розовом платье с оборками, как будто с киноленты. Такая же красивая, обаятельная, подвижная… Остановилась она в гостинице "Волга". Рискнули: взяли фотографии и... Швейцар долго не хотел пускать, но уговорили. И вот стоим с подружкой у ее номера. Сердце стучит часто и громко, как никогда. Чуть было в обморок не упали, когда Любовь Орлова открыла дверь. Видно отдыхала, однако сказала: "Ну проходите, коль пришли". Долго, конечно, не мучили, не задерживали. Рассказали, что любим, восхищаемся ее талантом, попросили дать автограф.
ЛЮБОВЬ Орлова — лишь эпизод в судьбе Гринько и его супруги. Но эпизод яркий. В начале 1973 года на страницах журнала «Искусство кино» появилась фотопроба Орловой к запускаемому фильму Григория Александрова «Скворец и лира». Актриса должна была играть разведчицу Людмилу Грекову. Ее партнером по этой картине стал Гринько. Это был последний фильм Орловой—Александрова, и самый неудачный. Съемки начались весной. И на «Мосфильме» вовсю травили байки, высмеивая эту работу и коверкая название «Маразм и…». В первой части картины Орлова изображала служанку в доме немецкого генерала, а во второй — светскую даму, племянницу баронессы. Главной кинозвезде советской эпохи в ее-то 70 предстояло сыграть сначала 25-летнюю девушку, затем сорокалетнюю женщину. Николай Григорьевич и Айше наблюдали за этими метаморфозами кинозвезды с любопытством и даже некоей растерянностью. Их словно бы что-то в спину толкало на «Мосфильм» — «подсмотреть» за «великой Орловой», понять, как она может так свободно играть с временем в прятки. На площадке действительно была 40-летняя женщина. Орлова словно бы иллюстрировала текст одной своей сценической героини: «Мне всегда будет только 39, и ни годом больше!» В перерывах между съемками Любовь Петровна как-то подошла к Гринько и Айше, обняла их: «Знаете, а ведь ваша пара напоминает мне наш «дуэт» с Александровым!» Оказалось, что Орлова — при всей своей величественности на экране — даже ниже ростом Айше (у нее 155). Что уж говорить о Гринько. Впоследствии Орлова и Александров пригласили их в загородный дом во Внуково, где Любовь Петровна хозяйничала. Невозможно было представить, что это идол эпохи — перед ними был обычный, земной, очень добрый человек. А до этого она целый день была на студии в сложном гриме, под парик ей подтягивали кожу лица, сутками она не снимала зимние костюмы — съемки шли подолгу, по полторы смены… У «Скворца и лиры» оказалась ужасная судьба. Это, пожалуй, единственный из фильмов с участием Гринько, которого не видел широкий зритель. Картина получилась несовершенной во всем. Ситуацию не спасали даже отличные актеры. Орлова настрого приказала этот фильм никогда и нигде не показывать. И только в год столетнего юбилея кинозвезды эту ленту в удобное эфирное время демонстрировали на одном из центральных каналов. Возможно, с целью дискредитации? Только кого?
Однажды я встретилась случайно со своим кумиром и не узнала его. Мы с Сашей выступали в клубе одного завода. Сидим в фойе, ждем, когда позовут. Входит женщина, садится недалеко от нас. Я ее прекрасно вижу, но о том, кто она, вовсе и не догадываюсь, да и не думаю — женщина как женщина. Но когда к ней подошли, заговорили с ней, я моментально ее узнала, хотя не слышала, не прислушивалась к разговору. Я ее узнала, потому что она сразу стала узнаваема, как только с ней заговорили. Это была Любовь Орлова. Она стала Любовью Орловой. Вот о каком перевоплощении я говорю.
С Любовью Орловой я встретился на целине. Может быть, мне об этом не стоит рассказывать, нужно, чтобы прошло какое-то время и я смог избавиться от этого разочарования. Во-первых, вот что мне удалось выяснить. Неожиданно для себя я открыл, что Любовь Орлова вместе со своим мужем режиссером Александровым очень завидовали Дунаевскому. Они отдавали себе отчет, что успех их фильмов прежде всего зависел от него. Ну попробуйте мысленно изъять музыку Дунаевского из "Веселых ребят", "Цирка", "Волги-Волги". Фильма не будет. Можно, скажем, убрать замечательную музыку Петрова из "Иронии судьбы:" Рязанова. Фильм, конечно, что-то потеряет, но он останется как фильм. А убери музыку Дунаевского, и все рушится как карточный домик.
Орлова, например, начала мне рассказывать: мы снимали кинофильм "Цирк", в нашей бригаде были Александров, Лебедев-Кумач, Дунаевский, Столяров и я. Мы работали над песней "О родине". Александрову хотелось, чтобы песня была такая-то и такая-то, чтобы в ней было отражено то-то и то-то. Александров перепробовал 30 или 40 вариантов. Александров прослушал... Я у нее спрашиваю: "Любовь Петровна, так кто же сочинил песню "О родине"? Григорий Васильевич или Исаак Осипович?" - "Нет, песню сочинил Исаак Осипович. Но..". "Ну, спасибо". Понимаете, для нее важно было только то, что делает Александров. А потом выяснилось, когда я разговаривал с другими режиссерами и актерами, что они страшно недолюбливали Дунаевского.
Знаете, как Эйзенштейн называл Дунаевского и Александрова в отношении Орловой? Орловскими рысаками (смеется). Она на этих "рысаках" взлетела на вершину славы. Сейчас выпустили лазерный диск к столетию Орловой. И чьи песни она поет? Найдите хоть одну вещь, которую бы написал не Дунаевский. Фактически это лазерный диск Дунаевского!
Орлова, конечно, обожала музыку Дунаевского, но в то же время она не могла избавиться от этого комплекса. И она. И Александров. Я восхищаюсь Орловой, я ее люблю, ее имя навсегда для меня связано с именем Дунаевского! Но прав был Флобер, когда говорил: "Не касайтесь идолов, потому что их позолота остается на ваших пальцах".
Георгий Натансон: Я был тайно влюблен в Веру Мухину
Газета "Труд" № 214 за 16.11.2000
- Герои вашего киносценария - реальные, известные люди. С кем из них вы были знакомы?
- С Любовью Петровной Орловой и Григорием Васильевичем Александровым. Бывал у них и дома, но и на даче во Внукове. В один из приездов Любовь Петровна предложила: "Пойдемте, покажу вам свою комнату". Это была ситцевая комната. Все: занавески, накидки на креслах из ситца. Она гордо сказала: "Это все я сделала своими руками". Маленького роста, изящная, красивая, она была очень простой в общении. Известный факт: она называла мужа Григорием Васильевичем и на "вы", он ее - Любовью Петровной.
Тяжеловес в большой политике (интервью с сыном А.А. Громыко)
Газета "Труд" № 65 за 13.04.2002
- А друзья у вашего отца были?
- Среди коллег, пожалуй, нет. Да и какие у министра на службе могут быть друзья?.. Школьные товарищи остались в Белоруссии. Среди соседей по даче были хорошие знакомые. К нам часто заходили Любовь Орлова, Борис Ливанов. Однажды я даже просил Любовь Петровну помочь мне в постановке пьесы "Чайный домик августовской луны", которую перевел с английского. Хорошая, кстати, пьеса, сатирическая, посвященная оккупации американцами Окинавы. Увы, ни один театр ее так и не поставил. Позднее другой известный актер Борис Чирков объяснил, почему: "Американцы у нас такими добрыми не изображаются". Я пошел за советом к отцу, который видел пьесу в США. И вскоре в одной из центральных газет появилась рецензия на нее, подписанная "Г. Андреев". Никто, кроме, наверное, главного редактора, не знал, что автор - министр иностранных дел. На этом помощь отца закончилась.
"Убьете Томина - продадим телевизор!"
РЕЖИССЕР ВЯЧЕСЛАВ БРОВКИН РАССКАЗЫВАЕТ О СВОЕМ ЗНАМЕНИТОМ СЕРИАЛЕ "СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ"
Газета "Труд" № 17 за 22.09.2005
- Об этом сериале также ходит множество легенд. Рассказывают, например, с каким трудом Вам удалось найти исполнительницу на женскую роль в серии "Мегрэ и старая дама".
- Да, это история действительно необыкновенная. Сначала эту роль - обаятельной, грациозной пожилой маркизы - при посредничестве одного моего знакомого мы предложили Марии Ивановне Бабановой, которая нам представлялась идеальной актрисой для исполнения роли "старой дамы". Через несколько дней я позвонил ей и услышал: "Голубчик, благодарю вас за внимание, сценарий я внимательно прочитала, и многое в нем мне понравилось, но на мое участие в этой работе вам не следует рассчитывать. Я актриса, до предела верящая в предполагаемые обстоятельства!.. А поверить, голубчик, что своими руками я посмела убить двух человек, никогда не смогу! Это против моих человеческих принципов. Я изведусь сама, да и вас изведу, если соглашусь сыграть вашу даму". Следующей актрисой, к которой мы обратились, была Любовь Петровна Орлова. Ей также понравился и сценарий, и роль. Но и здесь был отказ. Любовь Петровна сказала, что ею прожита огромная жизнь в искусстве, но она никогда не забывала, что популярность приобрела, снимаясь в фильмах Григория Васильевича Александрова, в которых играла своих ровесниц, со счастливой судьбой и сложившейся жизнью. И она просто не имеет права на склоне лет показываться зрителям в роли одержимой убийцы, потому что в памяти нескольких поколений хочет остаться молодой, жизнерадостной женщиной. И тогда, при очередной раскладке актерского пасьянса, у меня возникла мысль пригласить на роль старой дамы Елену Алексеевну Фадееву. Правда, многим эта идея, после отказа Орловой показалась совсем уж нелепой, ведь незадолго до этого Фадеева в фильме Марка Донского сыграла мать Ленина, но положение было безвыходным, и мы отправили ей сценарий. Ответа ждали с нетерпением, но даже и не предполагали, что он последует так скоро. Буквально через два дня ранним утром у меня дома раздается звонок: "Вячеслав Владимирович, благодарю вас за предложение. Роль понравилась, но (тут я внутренне сжался, готовясь услышать очередной отказ)... когда начинаем репетировать?"
Евгений Стеблов: прийти к Богу мне помог Алеша Карамазов
Газета "Труд" № 23 за 08.12.2005
- В театре мне рассказывали, что несравненная Любовь Орлова выделяла вас среди артистов. А вы как к ней относились?
- Я восхищался ею. В театре она вела себя очень просто, была со всеми предупредительна и сдержанна. Но при этом в краешках ее широко распахнутых глаз всегда таился скрытый кураж. Помню, однажды наш костюмер Агния Ивановна спросила у Орловой: "Любовь Петровна, а почему вы всегда такая ровная, никогда не сердитесь?" На что Орлова ответила: "А с чего мне сердиться..." Хотя у нее, как и у каждого человека, были свои проблемы. Это только снизу кажется, что там, на пьедестале, их нет.
Актриса Наталья Богунова, которой посчастливилось работать вместе с Орловой, рассказывает о ней с неподдельным восхищением: «Орлова была звезда. <…> Вот мы ездили в Ростов-на-Дону на сбор урожая. Я была ведущей концерта, и она с одной чечеткой в своем номере, так ее отчечечит, люди просто вообще там умирали от восторга. Ей было около 70. Но она была независима в театре. Она была актрисой вне интриг».
Александр Леньков: “Артистом надо быть в любой профессии”
Культурная газета
А вот Любовь Петровна Орлова была тайной, ее толком никто не знал. Она была настоящей звездой, появлялась в театре только перед самым спектаклем. Иногда она приходила к нам, студентам, на мастер-классы. Но не репетировала (думаю, что она этого делать и не умела), а просто разговаривала. И когда кто-то из студенток спрашивал о секретах ее подтянутости, она отвечала: «Девочки! Если вы себя плохо чувствуете, не появляйтесь в театре. Вот весь рецепт!» Но так могла поступать только она.
Хранитель сновидений. Театровед и телеведущий Виталий Вульф: «Великие актеры остались в прошлом веке»
"Зеркало недели" № 3 (582) Суббота, 28 Января - 3 Февраля 2006 года
Вообще, все это очень тонкие и деликатные темы — судьбы и «игры» легендарных актрис. Их жизненные сюжеты порою гораздо более изобретательнее нежели сюжеты советских картин, в которых они снимались. Между ними самими всегда были очень непростые отношения. Вот совсем недавно мне позвонила Лидия Николаевна Смирнова и плакала по телефону, сетуя, что несправедливо обидела (даже оскорбила) в своей книге Марину Алексеевну Ладынину. Сложные «игры» были между Бирман и Раневской, потому что в «Дядюшкином сне» первая обошла великую Фаину Георгиевну. В стороне от всех была только Любовь Петровна Орлова — она была дистанцирована, отъединена от них и своей прижизненной легендой, и внутренней самодостаточностью.