Любовь Орлова
Геннадий Сибирцев
журнал "Советский экран", № 5, 1960 г.
Сердце в груди
Бьется, как птица,
И хочется знать, что ждет впереди,
И хочется счастья добиться.
Кому не знакома эта песенка! Ее поет Анюта — героиня музыкальной кинокомедии Григория Александрова «Веселые ребята». Торчащие в разные стороны косички-хвостики, лукавая, задорная улыбка, непосредственность, с какой юная уборщица из «Пансиона для неорганизованных курортников» переходила от грусти к неудержимому веселью,— все это сразу же пленило зрителей.
Этому «плену» не суждено окончиться и по сей день, хотя со времени выхода на экран кинокомедии прошло уже двадцать пять лет, а актриса, выступавшая в роли Анюты,— Любовь Петровна Орлова — с тех пор сыграла в кино и театре множество самых разнообразных ролей.
За границей ее назвали первой советской кинозвездой. Западные журналисты как бы награждали Любовь Орлову, присвоив ей такой популярный титул. Но это «звание» не привилось у нас. И вовсе не потому, что актриса была в чем-то слабее западных кинозвезд...
Зрители любят, когда актер умеет делать все. Орлова — Анюта действительно «умела делать все». Она отлично пела, танцевала, а ее актерская игра изобиловала тонкими драматическими нюансами.
В кино Орлова пришла, имея разностороннюю подготовку. Позади была учеба в балетной школе и консерватории; москвичи могли видеть ее в ролях Периколы в оперетте «Перикола» и Серполетты в «Корневильских колоколах», которые молодая актриса исполняла в музыкальном театре имени Вл. Немировича-Данченко. Кроме того, перед «Веселыми ребятами» у Орловой был уже и некоторый кинематографический опыт: она снималась в фильмах «Любовь Алены» и «Петербургская ночь».
Привлекательная внешность, умение красиво улыбаться, петь и танцевать — все то, что составляло непременную принадлежность западных кинозвезд в большинстве зарубежных музыкальных фильмов, мало способствовали созданию настоящего человеческого образа.
Орлова же в своей Анюте такой образ нашла благодаря вдумчивому проникновению в характер своей героини.
В дальнейшем, в новых фильмах Г. Александрова ее находка привела к созданию подлинно ярких, запоминающихся образов простых советских девушек, пришедших на экран из самой гущи народной жизни.
Энергичная Дуня — Стрелка, одаренный композитор в фильме «Волга-Волга», трудолюбивая Таня, начавшая жизненный путь с домашней работницы и ставшая затем инженером, депутатом Верховного Совета,— в фильме «Светлый путь», в этих образах, созданных Л. Орловой, советская молодежь увидела судьбу своего поколения, для которого советский социалистический строй открыл в жизни поистине светлый путь.
то сбывается.
Прямо к солнцу наша смелость
пробивается! —
пела героиня «Волги-Волги». И буквально на следующий день после выхода фильма на экран эту песню, как и другие песни, исполняемые Орловой, подхватила молодежь во всех уголках нашей страны.
Дуня и Таня были как бы родными сестрами Анюты. Но лишь сестрами, а не двойниками. В каждой из этих ролей артистка нашла и донесла до зрителя характерные, индивидуальные черты своих героинь.
В этом сказались не только большие артистические способности Орловой, но и ее пристальное, подчас скрупулезное внимание ко всему тому, что профессионалы называют изучением материала. Для того чтобы вжиться в образ письмоносца Стрелки, актриса прочла не один десяток статей, посвященных сельским почтальонам, со многими из них вела переписку и сама несколько раз ходила с почтовой сумкой по квартирам. А так как ее Таня в «Светлом пути» по сюжету картины работала на ткацких станках, то артистка по-настоящему овладела ремеслом ткачихи, окончив для этого трехмесячные фабричные курсы.
Дело не в том, чтобы правильно и умело обращаться со станком, хотя и это очень важно, ибо многие зрители сразу же заметили бы неловкость и игру,— вспоминает Любовь Петровна.— Гораздо важнее было почувствовать себя в атмосфере цеха, испытать те драгоценные ощущения человека — хозяина машины, владеющего ею, как музыкант своим инструментом, почувствовать ритм, азарт, красоту труда. Все это я накапливала для того, чтобы выразить затем в образе Тани Морозовой.
Выдающийся мастер кино, создатель советской школы в жанре музыкальной комедии, Григорий Александров нашел в Орловой талантливую исполнительницу ролей самого широкого диапазона — комедийных, лирических и драматических. В еще большей полноте это многообразное дарование актрисы раскрылось в фильмах «Цирк» и «Весна».
Марион Диксон — артистка американского цирка, затравленная расистами за то, что у нее был ребенок от негра, вынуждена скитаться вдали от страны, в которой родилась и выросла. Сложный путь психологических переживаний проходит она, прежде чем убеждается, что есть люди и целая страна, где расизм считается дикостью и варварством. Свою настоящую родину и настоящее счастье она находит в Советском Союзе. В роли Марион Любовь Орлова поднимается до подлинной трагедийности, необычайно тонко раскрывая душу женщины, наполненную вначале страхом и страданием, а затем надеждой и радостью.
В «Цирке» Орлова снова пленяет зрителей блестящим исполнением музыкальных и танцевальных номеров. Впрочем, слово «номера» далеко не точно определяет то, что делает актриса, исполняя песню или танец. Вспомним хотя бы «Колыбельную», которую поет Марион своему маленькому сыну: «Спи, мой мальчик, сладко-сладко». Сколько в ее голосе и нежности, и любви, и крепнущей уверенности, что ее малышу открыты «сто путей и сто дорог». «Колыбельная» развивает и углубляет образ, созданный актрисой и, можно сказать без преувеличения, поднимает всю сцену на высоту обобщения чувств женщины-матери.
Или песня и танец Марион на цирковой пушке. Они исполняются дважды. Первый раз — с профессиональным блеском актрисы, приехавшей на гастроли в чужую страну и желающей завоевать публику. И второй — с автоматизмом зависимого человека, которого хозяин стремится превратить в живую куклу для своего обогащения. И здесь слова непритязательной песенки Марион: «Вместе с солнцем и луной закружился шар земной, все танцует в этой музыке ночной» — звучат, как знаменитая трагическая ария из «Паяцев»: «Смейся, паяц!»
В «Весне» Любовь Орлова выступает сразу в двух ролях: сухой, целиком поглощенной своей работой ученой Никитиной и живой темпераментной певицы Шатровой. Они отличаются друг от друга положительно всем, кроме... внешности. Таков был замысел авторов фильма, строивших комедийную фабулу на внешней схожести двух героинь.
Мастерство перевоплощения Любовь Орлова показала и в других ролях, сыгранных ею в кино: циничной и хитрой американки разведчицы Джанет Шервуд («Встреча на Эльбе»), оперной певица Платоновой («Мусоргский»), тихой скромной Людмилы, сестры Михаила глинки, посвятившей всю жизнь своему великому брату («Композитор Глинка»).
...Вместе с Любовью Петровной мы сидим у нее дома. Почти каждая вещь здесь напоминает об интересных событиях в жизни ее хозяйки. Показывая альбомы с фотографиями, книги с дарственными надписями авторов, сувениры, артистка словно листает страницы своей биографии, полной творческих исканий и неутомимого труда.
Вот фотография с автографами и добрыми пожеланиями успехов актрисе Ф. И. Шаляпина, Вл. И. Немировича-Данченко, В. И. Качалова. Вот деревянный челнок от ткацкого станка — свидетель работы Орловой над ролью Тани Морозовой. Рядом с челноком на полке стоит шахтерская лампочка с выгравированной на ней надписью: «Народной артистке Л. Орловой от рабочих и служащих шахты 29-бис треста Калачевуголь». Тут же кусочек молибденовой руды — подарок уральских горняков и поршневое кольцо с надписью: «Нам песня строить и жить помогает» — дар рабочих Челябинского тракторного завода. Артистка разъезжала с концертами по многим городам Советского Союза, выступала перед рабочими в цехах заводов и фабрик, на шахтах и стройках.
Признание заслуг Л. Орловой в искусстве давно перешагнуло границы нашей страны. Я ничего здесь не хочу добавить от себя. Пусть снова заговорят неодушевленные предметы дома.
«Любови Орловой с любовью. Чаплин». Это надпись на нотах музыки к кинофильму Чарли Чаплина «Огни рампы». Медаль почетного гражданина чехословацкого города Братиславы; расписные блюда Пикассо — подарок знаменитого французского художника; чудесные стеклянные фигурки, преподнесенные рабочими-стекольщиками с острова Мурано близ Венеции... Если все это собрать вместе, получится небольшой, но оригинальный музей. Сюда нужно добавить еще многочисленные знаки общественного признания — почетные дипломы международных кинофестивалей, медали и значки различных обществ и городов Европы и Америки, где побывала Л. Орлова.
Большой, плодотворный труд актрисы высоко оценен советским правительством. Любови Петровне Орловой присвоено почетное звание народной артистки СССР, она дважды удостоена Сталинской премии, награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью «За оборону Кавказа».
...Недавно в Московском драматическом театре имени Моссовета была поставлена пьеса Генрика Ибсена «Нора». Зритель с особым интересом пошел на спектакль. Это объяснялось не только тем, что пьеса великого норвежского драматурга давно не шла на московской сцене, но и выступлением в заглавной роли Любови Петровны Орловой.
Артистка оправдала интерес зрителя. Ее героиня — Нора покоряет искренностью и молодостью чувств, глубиной переживаний.
С годами не меркнет, не старится талант выдающейся советской актрисы. В последнее время с успехом была сыграна ею в театре имени Моссовета роль Лидии в пьесе М. Горького «Сомов и другие»; вот уже четыре сезона не сходит со сцены пьеса французского писателя Жана-Поля Сартра «Лиззи Мак-Кей», в которой Орлова играет главную роль Лиззи, женщины с улицы, стоящей по своему моральному уровню неизмеримо выше лицемеров и расистов из так называемого «высшего общества» современной Америки.
Скоро зрители вновь увидят любимую актрису на экране. Сейчас на «Мосфильме» закончились съемки новой цветной музыкальной комедии Григория Александрова «Русский сувенир», где Орлова играет роль Варвары Комаровой.
— Я с огромной радостью вновь вернулась к образу моей современницы — простой советской женщины,— говорит Любовь Петровна. По воле случая инженеру Комаровой приходится сопровождать иностранных туристов в их путешествии по Советскому Союзу, постоянно оставаясь с глазу на глаз с этими людьми, недоброжелательно настроенными к нашей стране. Поэтому ей приходится быть и гостеприимной хозяйкой, и гидом, и дипломатом. Задача, как видите, трудная, особенно если учесть, что фильм комедийный и в соответствии с его жанром я должна петь и танцевать.
Можно с уверенностью сказать, что артистка справилась с этой сложной задачей. С прототипами персонажей «Русского сувенира» ей уже приходилось встречаться во время своих поездок в США, Мексику, Италию и другие капиталистические страны, и она не раз вела с ними если не точно такие же, как в фильме, то похожие разговоры.
— С большим волнением я жду новой встречи с кинозрителями,— заканчивает Любовь Петровна.— Надеюсь, что вслед за Варварой Комаровой я сыграю еще не одну подобную роль.— И с улыбкой добавляет: — Когда Анюта в «Веселых ребятах», мечтающая стать артисткой, пела: «И хочется счастья добиться»,— она имела в виду счастье творчества для своего народа. Вместе с тысячами сверстниц Анюты это счастье пришло и ко мне.