Народная артистка
Л. Кудинова
журнал "Советский экран", № 5, 1967 г.
Любовь Орлова... Для старших не просто артистка, звезда, яркая страница кинематографа. Не просто большая и уважительная любовь, признание, благодарность, воспоминание, наконец. Это частица прожитой жизни. Это улыбка молодости, бодрость и энтузиазм пятилеток, звонкие песни Дунаевского — все, что было тогда радостного, веселого, героического...
Для молодых Любовь Орлова другое. Восхищение настоящей женственностью, удивление настоящему таланту: как ни крути, а сейчас в комедии таких артисток нет, чтобы и пела, и плясала, и красивая была, и радостью заражала, и не сходила с экрана. Одним словом, нет пока второй Любови Орловой. А раз нет второй, пойдем смотреть первую и единственную. И мы идем на повторный прокат «Веселых ребят» и «Цирка», мы не можем оторваться от телевизора, когда показывают «Волгу-Волгу», и сетуем, что давно что-то не было на экране «Весны». А «Светлый путь», а «Встреча на Эльбе»?
Героини Орловой. Грустные, смешные, задорные, напористые... Вместе с ними напевает зрительный зал — ни много ни мало — тридцать лет и три года.
...В «Веселых ребятах» Орлова-Анюта, нескладная, в огромных башмаках, с косицами-хвостиками, торчащими в разные стороны. Но за внешней эксцентричностью образа актриса сохранила искренний лиризм и правду чувств своей героини — простодушной и чистосердечной девушки из народа. ...В «Волге-Волге» Дуня-Стрелка письмоносец, талантливый композитор, борец за правду и за истинно народное искусство, тоже и эксцентрична и лирична. И это исходит из духа фильма, обусловлено самой эстетикой александровских комедий... Пожалуй, Дуня-Стрелка — лучшее экранное творение Орловой.
...А в «Цирке» — новые нотки, драматические, даже трагедийные. В Марион Диксон было что-то от одной из самых ранних ролей Орловой, от бедной, одинокой, провинциальной актрисы Грушеньки из фильма Г. Рошаля «Петербургская ночь», поставленного по Достоевскому...
...А Орлова все такая же — удивительная.
Вот она выходит на сцену Театра имени Моссовета — стройная, элегантная — и ведет свою партию в трехчасовом диалоге с Бернардом Шоу — Ростиславом Пляттом. В «Милом лжеце» Орлова играет Патрик Кемпбел. И столько обаяния в этой очаровательной, умной женщине, столько своеобразного юмора, сдержанного задора в ее интонациях, столько артистизма в том, как она ходит по сцене или просто молчит, что мы узнаем в ней нашу знакомую, ту, «старую» Любовь Петровну Орлову.
И в Лиззи Мак-Кей и в ибсеновской Норе, которых Орлова играет в театре, нет-нет да и проглянет что-то от любимых нами киногероинь, и мы невзначай улыбнемся.
- Любовь Петровна,— спрашиваем мы актрису.— Какая самая большая ваша радость сегодня?
- Радость предполагается,— отвечает Орлова.— В театре собираются ставить очень интересную пьесу — название я из «суеверия» пока умолчу,— в которой для меня есть роль.
Узнав, что номер, в котором будет помещен этот материал, «восьмимартовский», Любовь Петровна высказывает пожелание своим коллегам по искусству:
— Слова простые: хороших ролей и как можно меньше огорчений. Когда людям, особенно актерам, особенно женщинам, «везет», когда мы счастливы, мы становимся лучше, добрее, даже талантливее...
...Вот она дома. Воспоминания, письма, подарки, фотографии. Это дом, где живут артисты. Жизнь пройти, говорят, не поле перейти. Хорошо, когда переходишь это поле рядом с верным человеком, товарищем. Орлова вспоминает, как в «Веселых ребятах» восседала она на страшном, вовсе не дрессированном быке.
— Решилась,— смеется Любовь Петровна.— Мне понравилась эта находка. Я считала, что она поможет комедии. И еще, по секрету, меня попросил об этом Григорий Васильевич... а тогда, если бы он попросил меня прыгнуть с седьмого этажа, я бы прыгнула...
...Сегодня в гости к Орловой и Александрову пришел их «кинематографический сын», их крестник в искусстве — поэт Джим Патерсон.
Помните черного кудрявого мальчугана на руках Орловой — Марион Диксон в «Цирке»? Помните колыбельную, которую напевал малышу В. Володин: «Спят медведи и слоны...»? Трудно узнать в высоченном молодом человеке маленького Джима...
Помните, как спасали его люди, передавая друг другу в ласково протянутые руки? «...в нашей стране любят всех ребятишек. Рожайте себе на здоровье сколько хотите черненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовых в полосочку, хоть серых в яблочках, пожалуйста!» Сколько доброго юмора и большого человеческого тепла было в этих словах...
В редакцию приходят письма с просьбой рассказать об Орловой. Люди спрашивают, как она живет, чем занимается. Просят передать ей слова зрительской признательности и уважения. Мы присоединяемся к нашим читателям в лучших пожеланиях актрисе, нет, народной артистке — это больше подходит к Орловой.
В этих фотографиях запечатлено несколько мгновений ее жизни, наверное, счастливой жизни человека, влюбленного в жизнь и в искусство.