Ее песни запела вся страна
П. Кокошкин
журнал "Театральная жизнь", № 2, 1980 г.
Письмо в редакцию
Быть может, и не написал бы я об этой памятной встрече тружеников 1-го Московского ГПЗ с Любовью Петровной Орловой, если бы не прочел в книге Леонида Ильича Брежнева «Целина» о том, как на казахстанской целине московские артисты Л. П. Орлова, М. А. Ладынина и Н. А. Крючков порадовали своим замечательным искусством первооткрывателей целины, о том, какие трудности преодолевали они, кочуя по целинной земле. Подвижничество Л. П. Орловой и ее товарищей вполне понятно. Актриса всегда стремилась быть в гуще народа, училась у него, жила и творила ради него. Верю, созданные ею образы советских людей будут всегда жить в народе.
В моем альбоме сохранились фотографии, рассказывающие о встрече Орловой с работниками 1-го ГПЗ.
Пригласить на завод любимую актрису было поручено мне. Звоню Любови Петровне на квартиру. Прежде всего, представился, напомнив ей, что в 1934 году, находясь на военной службе, рискнул написать ей письмо, на которое получил ответ. «Что ж,— сказала она,— встречу давайте не откладывать. Буду у вас на заводе завтра, в канун Нового года».
Мы постарались красиво оформить зал. Выпустили номер стенгазеты «Энергия», посвященный творчеству актрисы.
Орлова приехала на завод за полчаса до встречи. Пожурила нас за транспарант над сценой со словами: «Пламенный привет артистке Л. П. Орловой!»
Людей пришло столько, что даже коридоры оказались забитыми.
Когда Любовь Петровна вышла на сцену, ее встретили бурными овациями. Не воспользовавшись трибуной, она легко и непринужденно повела беседу. — Я ведь актриса музыкального театра, — сказала она.— В свое время исполняла роль Периколы в оперетте Оффенбаха. И конечно же я — театральная актриса, привыкшая к сцене, к декорациям, — поначалу испугалась предложения режиссера кино Александрова сыграть роль в кинокомедии «Веселые ребята».
Ознакомившись внимательно со сценарием «Веселых ребят»,— рассказывала актриса,— я расстроилась еще больше. Режиссеру откровенно высказала свои доводы: «Страна строит Магнитку и Кузнецк, в глухой дальневосточной тайге воздвигает город юности — Комсомольск-на-Амуре, строит заводы-гиганты. А в этом фильме некие пустячки с коровами, козами, свиньями — смех!»
«А смех, как известно, человеку придает бодрость»,— ответил Александров.
Вживаясь в образ Анюты, я не расставалась с ним и вне съемок, полюбила его. Уже одна мелодия песни Анюты: «Я вся горю, не пойму отчего...» — пленила меня. В ней было, как мне казалось, нечто от классических оперетт. Вся страна сразу же запела песни из этого фильма, которые написал Дунаевский.
Любовь Петровна говорила о том, что старалась сыграть не условную кинематографическую комедийную Анюту, а реальную советскую девушку, которую можно встретить среди женщин-работниц на Днепрострое, Сталинградском тракторном, на Трехгорке, на колхозных полях.
— Снимаясь в кинокомедии «Волга-Волга»,— продолжала рассказ Орлова,— скажу откровенно, поначалу боялась воды. А фильм «Волга-Волга» почти целиком разворачивается у воды или на воде, на могучей русской красавице Волге, воспетой многими поэтами. К тому же от озорной и эксцентричной Стрелки, роль которой исполняла я, требовались необыкновенная естественность подвижность и цирковая хватка. Ох, как же я тренировалась, до последних возможностей! Постепенно мою водобоязнь как рукой сняло. Замечу, кстати, мне в работе над фильмом помог мастер нашей сцены и кинематографа Игорь Ильинский. Играть с ним было интересно и легко.
Когда Орлова закончила свой рассказ, зал, захваченный встречей со знаменитой актрисой, сначала молчал, стояла тишина. И вдруг взорвался бурей аплодисментов.
Выйдя на сцену, я зачитал адрес Любови Петровне Орловой. Она стояла серьезная, сосредоточенная, взволнованная. Затем попросила ознакомить ее с заводом. Когда я рассказал ей о назначении и роли подшипников в машинах, о том, что ни один самолет, автомобиль, станок, поезд без подшипников не сдвинется с места, она весело и восторженно воскликнула:
— О, куда я попала! В сердце машинного движения!
Всюду рабочие встречали ее бурными аплодисментами. Особенно взволнованная встреча состоялась с женщинами-контролерами шарикоподшипникового цеха. Запомнились скромность, отзывчивость, страстная любовь этой большой, незабываемой актрисы к людям.